История о Вите Перестукине, плотоядной корове и полутора землекопах превратилась в компьютерную игру на сцене нижегородского ТЮЗа. Одну из самых известных советских сказок, разобранную на цитаты и, кажется, знакомую до последней точки, в театре рассказали в реалиях современного времени.
На новый лад
Пьесу по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» написал Юрий Сычёв, режиссёром стал гость из сурового Челябинска Вячеслав Харюшин, и вот уже не рассерженные книги отправляют лентяя Перестукина и его кота Кузю в необычное путешествие, а голосовой помощник Яндекса Алиса предлагает ему новый вид компьютерного путешествия.
А зрители знакомятся с родителями главного героя по скайпу. С мамой, проводящей время в салоне красоты, и папой, постоянно организовывающим по интернету какие-то вебинары и виртуальные конференции и грозящему отключить интернет сыну, который принёс сразу пять двоек. Чтобы воспитать волю, исправить двойки и получить доступ в Сеть, Виктор соглашается ровно за час пройти все уровни игры без подсказок любимого смартфона, разных гаджетов, которыми наполнен его дом и интернет. А помочь ему в этом решает… кот! И вот из дня сегодняшнего они попадают в виртуальный мир, созданный из Витиных ошибок.
Двое против всех
Дуэт Вити – очаровательного раздолбая, которого сыграл Константин Кузьмичёв, и кота Кузи, грациозно и с огромным юмором показанного Александром Котовым, сразу же стал популярным у юных зрителей. Дети с первой же минуты включились в предложенную создателями спектакля игру. А взрослые зрители ловили себя на мысли, что в сказке для них запрятаны сюрпризы – отсылки к знаменитым фильмам, песням, романам и пьесам. А стилизованные под школьные тетради, наполненные ошибками, декорации, наверное, каждому в зале напомнили его школу.
В окружении исчёрканных красной пастой листов наши герои и погрузились в гущу весёлых и в то же время опасных приключений. То их чуть не сожрала очаровательная, но очень воинственная плотоядная корова (Юлия Соколова), которая переловила всех мышей в округе и готова закусить котиком. То их с пристрастием допрашивает Белый Медведь (Никита Чеботарёв), подозрительно напоминающий классического полярника в ушанке и с биноклем. Перестукин отправил его на юг, и сходящий с ума от жары мишка готов разорвать на куски путешественников, которые не могут указать ему дорогу на север. Устрашающими получились знаменитые полтора землекопа. «Мама, мне страшно!» – даже зашептала маленькая девочка в соседнем ряду. Но Витя решает задачу, и вот уже два радостных землекопа, напевая песню «Не кочегары мы, не плотники», благодарят «великого математика».
Суд идёт!
Знаки препинания в спектакле кажутся сошедшими со страниц футуристического романа – такой облик придумала им художник Наталья Симакова. Восклицательный Знак Иван Пилявский и Вопросительный Знак Дмитрий Соколов предстают перед зрителями в экстравагантных одеяниях и очках виртуальной реальности. Они путешествуют по своему миру, смешат зрителей в зале и задают каверзные вопросы, сжаливаясь только над котиком. Который, к слову, настоящий друг и помощник Вити, вместе с человеческой речью получивший в виртуальной реальности дар острословия и юмора. Его не испугал даже всесильный повелитель виртуальной реальности – Глагол Повелительного Наклонения (Владимир Вышеславский).
Развязные дамочки Точка и Запятая делают всё, чтобы погубить героев, но волшебная фраза «Казнить нельзя помиловать» решает на суде дело в пользу осознавшего необходимость знаний Перестукина. И он возвращается домой, излечившись от компьютерной зависимости, и предлагает подруге, звонящей по скайпу, прийти к нему в гости в реале и попить чая с вареньем. А когда за окном такая слякоть, кто же откажется от варенья?!