Судьба «Нижегородпассажиравтотранса», главного перевозчика областного центра, снова оказалась в центре внимания. Предприятие по-прежнему терпит убытки, неисправные автобусы стоят без дела, подвижного состава и водителей не хватает. Но в департаменте транспорта, как и в самом НПАТ, в будущее смотрят с оптимизмом. Как же предприятие намерено выходить из кризиса?
Должен будешь
В июне и июле «Нижегородпассажиравтотранс» отработал с убытком в 80 миллионов рублей, в августе убыток составил 22 миллиона рублей. Как объяснили в НПАТ, сказалось снижение пассажиропотока в летние месяцы, а также увеличение заработной платы водителям и кондукторам до 45 тысяч и 25 тысяч соответственно. Это позволило привлечь новый персонал, но никак не способствовало улучшению материального положения.
Кредиторская задолженность по состоянию на 1 июля составила 1,076 миллиарда рублей. Примерно столько же НПАТ должен был по итогам 2017 года.
При этом НПАТу удалось снизить затраты на топливо и покупку запчастей на 5-10 процентов, договориться с оператором системы оплаты проезда ООО «СитиКард» о снижении ставок по транзакциям с прежних 5,2 до 4,17 процента. Но ни это, ни повышение проезда в августе прошлого года с 20 до 28 рублей не помогло поправить финансовое положение стабильно убыточного перевозчика.
В НПАТ это объяснили недостатком компенсации выпадающих доходов на перевозку льготников. Например, в августе главный городской перевозчик получал с каждого перевезённого льготника 12 рублей 80 копеек при тарифе в 28 рублей, и в результате только по льготникам предприятие недосчиталось 23 млн рублей.
– Ежегодно НПАТ недополучает 300-350 миллионов рублей, отсюда все эти дыры и долги, – заверил председатель комиссии по транспорту городской Думы Нижнего Новгорода Алексей Гойхман и предложил либо довести компенсацию до необходимой, либо убрать все льготы на транспорте и начислять гражданам компенсацию.
При этом в самом НПАТ на фоне снижения расходов принимают подчас сомнительные решения, которые не способствуют экономии. Так, много вопросов у депутатов Гордумы вызвал договор на поставку топлива, по условиям которого цена за литр составляет 46,7 рубля, что на 3 рубля выше розничной. Получается, и заправляться в розницу выгодней, чем заключать контракт на поставку топлива. Так НПАТ и поступает, а параллельно пытается договориться с поставщиком о снижении цены. Всё это вызвало недоумение у членов комиссии, которые потребовали разобраться в сомнительной сделке.
Тем временем в «Нижегородпассажиравтотрансе» строят планы о том, как будут выбираться из долгов и повышать качество перевозок.
Поехали
Повысить доходность НПАТ городские власти рассчитывают за счёт увеличения доли муниципального транспорта и сокращения частных перевозчиков, что предусмотрено новой транспортной схемой, внедряемой на территории Нижнего Новгорода.
Правда, пока НПАТ ежедневно способен выпустить на линию только около 350 автобусов – этого недостаточно, чтобы обеспечить качественную перевозку горожан. При этом ещё 140 автобусов нуждаются в ремонте, 93 ремонту не подлежат и будут списаны и около 40 автобусов исправны, но нет водителей.
Как заверили в НПАТ и в департаменте транспорта и связи, к концу года подвижной состав, который реально будет выходить на линию, а не простаивать в парке, увеличится до 517 единиц. Этого удастся достичь за счёт привлечения водителей, а зарплата, как сказано выше, у них подросла, а также за счёт закупки новых автобусов. Этот вопрос сейчас на согласовании с областным правительством, поскольку собственных средств городскому бюджету не хватит.
– Предварительно одобрено приобретение 100 автобусов на газомоторном топливе большой вместимости, – рассказала Елена Кузнецова.
Параллельно ведутся переговоры с областным правительством о пересмотре методики компенсации муниципальным автотранспортным предприятиям выпадающих доходов. И переговоры, как заверили в НПАТ, ведутся вполне успешно.
Выходить из кризисного положения в НПАТ собираются и за счёт внедрения современных технологий. В частности, предприятие вводит новую систему контроля расхода топлива, которая с помощью специальных датчиков позволяет отслеживать реальное количество затраченного топлива, исключая случаи воровства. Сейчас система проходит тестовые испытания на пяти автобусах и в будущем её планируется внедрить на весь подвижной состав.