Site icon Нижегородская правда

Как обычный юноша из Заволжья стал величиной нижегородского хоккея: история успеха Евгения Щепачкова

22 ноября 70 лет исполнилось известному и уважаемому в нижегородском хоккейном мире человеку – Евгению Григорьевичу ЩЕПАЧКОВУ. Он был нападающим горьковского «Торпедо», тренером заволжского «Мотора», наставником юных хоккеистов в спортшколе города моторостроителей.

 

ЗАВОЛЖСКИЙ САМОРОДОК

Обширная база данных eliteprospects.com выдаёт информацию, что Евгений Щепачков выступал за «Торпедо» в сезонах 1971/72 и 1972/73. Правда, сыграл соответственно лишь в двух и трёх матчах. Но количество в этом случае не так уж важно. Показательно то, что юноша из Заволжья, не получивший хоккейного образования под руководством маститых горьковских специалистов, самостоятельно сумел пробиться на такой уровень.

– Тренировки, ещё раз тренировки и любовь к спорту – это и есть составляющие моего жизненного пути, – уверен юбиляр. – Я встал на коньки будучи первоклассником, и повезло, что дом, в котором жила наша большая семья (родители и восемь детей), находился метрах в сорока от стадиона. Такая близость позволяла выходить на лёд каждый день. С девяти или десяти лет я стал посещать хоккейную секцию Заволжского моторного завода, играл за команды мальчиков, юношей. Также занимался самостоятельно. В итоге меня рано взяли во взрослую команду «Мотор». Надо сказать, что уже после девятого класса я пошёл работать на ЗМЗ: отец – инвалид войны, вторая группа инвалидности не давала ему возможности трудоустроиться, и мне нужно было поддерживать семью. Но хоккей я не забросил. В 16-летнем возрасте стал мечтать о том, чтобы попасть в торпедовскую молодёжку, и однажды решился поехать на просмотр...

В Горький Щепачков отправился днём на электричке, договорившись о том, чтобы его пораньше отпустили с завода. На просмотре произвёл впечатление, уже на следующий день получил форму «Торпедо». Тренер Леонид Крайнов пробовал заволжского форварда даже в первом звене, где играл Владимир Орлов, позже прочно закрепившийся в главной команде. В таком напряжённом графике Евгений жил около месяца: работа, дорога, ледовая практика, затем снова дорога – домой возвращался в одиннадцать вечера.

Тот сезон он отыграл всё-таки в Заволжье, а на следующий был приглашён в горьковское «Динамо», где рассчитывал пройти службу в армии. Подобрался хороший коллектив, куда входили нападающие Валерий Шапошников и Александр Кокурин, ныне заслуженные тренеры России. А тренировал парней Юрий Фокин – тот самый, которого ждала слава со «Стартом» в хоккее с мячом. Увы, как раз перед сезоном 1969/70 клубу, представлявшему Горьковскую область в классе «Б» чемпионата СССР, отказали в финансировании, он распался.

– Вот тут, вероятно, я совершил ошибку, – вздыхает Евгений Григорьевич. – Вместе ещё с несколькими динамовцами мог перебраться в «Полёт», который тоже выступал в классе «Б», но предпочёл вернуться в Заволжье.

Март 1972 года, Заволжье, финал первенства области. Евгений Щепачков только что получил приз как лучший нападающий турнира. Вскоре после этого его взяли в «Торпедо»

ПРОБЫ ВСЕСОЮЗНОГО МАСШТАБА

Впрочем, за «Полёт» Щепачков потом всё равно поиграл. Сначала же он испытал себя в самом «Торпедо»! Самобытного заволжского хоккеиста подключили к команде советской элиты в 1972 году. 6 мая он выходил на площадку в матче ЦСКА – «Торпедо». Москвичи оказались сильнее – 10:2, но как же приятен сам факт участия во встрече с лучшей ледовой дружиной страны! Евгения поставили во вторую тройку к уже упомянутому Владимиру Орлову и тёзке Шигонцеву. Орлов тогда забил гол, сократив разрыв в счёте – 1:2, а ещё сделал хорошую передачу Щепачкову. Тот с ходу приложился к шайбе, которая пролетела выше ворот. А шанс огорчить Владислава Третьяка был отличный!

В межсезонье Щепачкова снова позвали в автозаводский коллектив. Наш герой серьёзно готовился к следующему чемпионату и, по его словам, не отставал от товарищей. По скоростным качествам вообще уступал только Юрию Фёдорову, впоследствии двукратному чемпиону мира. Сезон начал в основном составе, но возникла дилемма. К тому времени он уже познал счастье отцовства, жена училась в университете на дневном отделении, и любящий супруг не хотел, чтобы она переводилась на заочное. Оставлять же сына дома было не с кем. Конечно, проблема решилась бы, если бы семье предоставили жильё в Горьком, однако такого предложения не последовало. И тогда Щепачков сделал выбор в пользу самых родных людей.

– В «Торпедо» меня очень поддерживал второй тренер Александр Михайлович Рогов. Он был мне как отец родной, – Евгений Григорьевич до сих пор благодарен человеку, у которого росли Александр Скворцов и Владимир Ковин.

В «Полёт» же нынешнего юбиляра взяли после финала чемпионата области 1975 года, когда «Мотор» в Горьком нанёс поражение резервистам «Полёта» со счётом 2:1. Обе шайбы у заволжан забросил Щепачков. На следующий день победителям преподнесли сюрприз, объявив, что все они должны месяц потрудиться на конвейере ЗМЗ, собирая двигатели. Однако лидера «Мотора» пригласили в главную команду авиационного завода, выступавшую во второй лиге класса «А» всесоюзного чемпионата.

– Я лично ездил в Заволжье, договаривался с Щепачковым и Ворониным, который позже стал председателем спортклуба «Мотор», инициатором строительства ледового дворца, – вспоминает начальник того «Полёта» Яков Паккер. – Геннадий в состав не пробился, а вот Евгений у нас заиграл, был на ведущих ролях. Как о человеке тоже могу сказать о нём только хорошее.

Сам Евгений Григорьевич признаётся, что ему очень нравилось играть за «Полёт». И условия там были достойные: постарался директор авиазавода Иван Силаев. Правда, ещё в конце 1974 года Иван Степанович уехал на повышение в Москву, в Министерство авиационной промышленности, которое позднее возглавил. А Щепачков 45 лет назад окончательно обосновался в Заволжье. Здесь ему гарантировали квартиру вместо комнаты в семейном общежитии, да и настолько прикипели они с женой к малой родине, что решили не переезжать в Горький. Евгения Григорьевича по-прежнему ценили на ЗМЗ, доверили ему пост наставника хоккеистов «Мотора».

В заволжском «Моторе» Евгения Щепачкова многому научил Валентин Васильевич Плошкин. Он тренировал команду с 1965 по 1970 год. Создана же она была осенью 1959-го

НА ТРЕНЕРСКОЙ СТЕЗЕ

В постсоветской России Щепачков приобрёл новый опыт. Заволжский «Мотор» стал выступать на национальном уровне, сражался в высшей лиге страны – второй по значимости. В 1995 – 2000 годах Евгений Григорьевич входил в его тренерский штаб. Трудился бок о бок с именитым торпедовцем Александром Федотовым и с Юрием Ястребовым.

– Замечательное было время, – говорит юбиляр. – С Саней Федотовым мы познакомились ещё в «Торпедо», дружили, и я знал, что он просто не может что-то делать плохо: настолько ответственный это человек. В «Мотор» Николаич как главный тренер старался набирать молодых. Имея большой авторитет в коллективе, не давил на них, помогал развиваться. Хорошие ребята приезжали из Ярославля – скромные, неизбалованные, работящие, и как раз в «Моторе» раскрылся Ваня Ткаченко – будущий капитан «Локомотива», погибший в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года. Также у нас поверил в свои силы горьковчанин Александр Гуськов, который сейчас руководит Молодёжной хоккейной лигой. Оба – заслуженные мастера спорта, серебряные призёры чемпионата мира 2002 года...

Поработав в профессиональном хоккейном клубе, Щепачков приступил к обязанностям тренера ДЮСШ «Мотор». В первой группе его подопечных занимались Евгений Белохвостиков, на счету которого 101 матч в КХЛ (59 – за «Торпедо»), и Иван Кузнецов. 27-летний Кузнецов – действующий защитник «Тамбова», выступающего в Высшей хоккейной лиге. Так получилось, что по отцовской воле и тот и другой оказались после Заволжья за пределами Нижегородчины: Евгений – в школе столичных «Крыльев Советов», Иван – в подмосковной Электростали, затем в Воскресенске. А вот уроженец Балахны Дмитрий Родионычев по рекомендации Щепачкова отправился в СДЮШОР «Торпедо».

– Он пришёл ко мне с опозданием, коньковая подготовка была на нуле, – признаётся Евгений Григорьевич. – Падал, над ним смеялись. Но Дима быстро поставил себя так, что смеяться перестали. Было видно: растёт парень с характером, с желанием достичь высот в хоккее. Сейчас я часто общаюсь с его мамой, которая работает в газовом хозяйстве Балахны. Сам Дима, уже будучи профессиональным спортсменом, приезжал ко мне в гости, был у нас дома и Ваня Кузнецов со своей семьёй...

К сожалению, этот сезон 21-летний Родионычев пропускает из-за проблем со здоровьем. На уровне КХЛ он был задействован в 41 торпедовском матче, забросил две шайбы. Пять лет назад, как раз в ноябре, завоевал в Канаде серебро турнира World Hockey Challenge – неофициального первенства мира среди игроков до 17 лет. Весной 2016-го вместе с партнёрами по «Чайке» участвовал в финале Кубка Харламова.

Любопытно, что все трое воспитанников бывшего нападающего Щепачкова, достигшие столь солидного спортивного уровня, – игроки обороны. Но будущего форварда элитной лиги заволжский наставник тоже тренировал. 21-летняя Мария Надеждина сегодня защищает цвета нижегородского «СКИФа», куда она вернулась в это межсезонье после трёх лет в петербургском «Динамо».

– Машу привела ко мне её мама, буквально умоляла взять дочку, – рассказывает Евгений Григорьевич. – Я сначала не хотел, ведь у меня занимались только мальчишки. Но потом сдался. И правильно сделал. Девочка оказалась шустренькая, сообразительная. Приятная в общении, как и её родители.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Согласитесь: мир держится на незаметных героях, на тружениках, которые достойно делают своё дело. Это относится и к спорту. Такие люди, как Щепачков, в этой сфере незаменимы. Тренеры, очень любящие свою работу, отдающие себя без остатка... Наверное, Евгений Григорьевич мог бы зажечь ещё не одну звёздочку, но по достижении пенсионного возраста снова решил посвятить себя семье. Ведь это действительно святое. Благодаря трём сыновьям появились на свет два внука и пять внучек, их постоянно привозят бабушке с дедушкой в деревню (в пяти километрах от Заволжья), где живёт крепкая чета Щепачковых. Любовь Васильевна и Евгений Григорьевич вместе уже 50 лет. Вкладывать душу в детвору, помогать ей познавать жизнь – разве это не счастье?

Дай Бог здоровья и долгих лет всем членам этого большого дружного семейства!

Exit mobile version