Site icon Нижегородская правда

Как падение национальной валюты отразится на экономике: разбираемся вместе с экспертами

курс валют

Эпидемия коронавируса привела к неприятным экономическим осложнениям. Обваливаются мировые биржи, причём многие эксперты говорят, что глобальный кризис будет серьёзнее, чем в 2008 году.
Рухнули цены на нефть, а вслед за этим стал дешеветь рубль. К каким последствиям это приведёт и когда ждать стабилизации рынков? Разбираемся вместе с экспертами.

Чёрный понедельник

На прошлой неделе экономические новости сравнялись по популярности с новостями о коронавирусе. В понедельник, 9 марта, стоимость нефти марки Brent рухнула на бирже почти на треть – до 31,43 доллара за баррель. Это падение стало рекордным с 1991 года, когда нефтяные котировки обвалились с началом войны в Персидском заливе.

Причин для такого обвала несколько. Сначала спрос на чёрное золото начал снижаться, поскольку основной потребитель энергоресурсов Китай из-за эпидемии коронавируса переживает не лучшие времена.

На фоне этого страны ОПЕК и другие экспортёры нефти не смогли договориться о параметрах соглашения по сокращению добычи. Россия предлагала продлить сделку о снижении добычи нефти до конца второго квартала этого года. Члены ОПЕК, в свою очередь, выступили за дополнительное сокращение добычи нефти на 1,5 млн баррелей в сутки до конца 2020 года.

Действующее соглашение истекает 1 апреля. А потом нефтедобывающие страны могут добывать столько чёрного золота, сколько пожелают. В результате нефти будет в избытке, и цены на неё упадут ещё сильнее.

Ко всему прочему Саудовская Аравия вопреки ситуации на рынке взяла и объявила о снижении цен на свою нефть и наращивании добычи. К этому демаршу также присоединились Ирак и Кувейт.

Эти новости болезненно ударили по отечественной валюте. Утром 10 марта курс доллара взлетел сразу на 4,2 рубля – до 72,77 рубля, а евро подорожал на 5,1 рубля – до 82,6 рубля. Россияне бросились скупать валюту, что на руку спекулянтам – это только стимулирует рост курса. Экономисты предупреждают: по большому счёту скупать доллар и евро сейчас уже бессмысленно, нужно было делать это до резкого повышения.

– То, что сейчас происходит, это ценовая война. Но ценовые войны, как и все войны в принципе, рано или поздно заканчиваются мирным соглашением. Надеюсь, что Россия просчитала риски, и убытки закроются, – отметил заведующий кафедрой экономической теории и методологии ННГУ, профессор, доктор экономических наук Александр Золотов. – Первый шок прошёл, цены на нефть стабилизировались и в дальнейшем будут расти. Что касается курса валют, то подскочил он не так катастрофически, как это было в 2014 году, и уж, конечно, нечего и сравнивать с 90-ми. Поэтому да, всё это неприятно, но мы это, безусловно, переживём.

В следующие несколько дней цены на нефть, а вместе с ними рубль штормило из стороны в сторону. Правда, ослабление рубля было уже не таким стремительным. Немаловажную роль в этом сыграл Банк России, который, чтобы успокоить рынки, своевременно начал упреждающую продажу иностранной валюты.

Так чего же ждать дальше?

Прямо по курсу

По мнению экспертов, негативные последствия ослабления рубля россияне почувствуют в первую очередь при планировании зарубежных поездок.

На прошлой неделе вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин заявил о подорожании авиабилетов на зарубежные направления. Подорожание прогнозируется на уровне 10 – 11%, то есть на столько же, на сколько подорожала европейская валюта. Правда из-за пандемии коронавируса вариантов, куда эти билеты, да ещё и подорожавшие, можно купить, становиться всё меньше. К слову, уже резко возросла популярность Геленджика, где зафиксирован всплеск бронирований жилья на предстоящий отпускной сезон.

Средств фонда национального благосостояния хватит на 6 – 10 лет

Подняться в цене могут одежда и обувь, в том числе детская, техника, автомобили, а также лекарства. Одежда, обувь и техника, как известно, очень зависят от поставок из Китая, в жизнь и работу которого внёс свои корректировки коронавирус. В свою очередь некоторые лекарства производят из импортного сырья.

– У нас сейчас в зоне риска находятся бытовая техника, некоторые виды лекарств. И тут нужны будут дополнительные меры, потому что жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты не должны дорожать ни при каких обстоятельствах. Но пока фатальных угроз нет, – заявил первый вице-премьер Правительства России Андрей Белоусов.

От товаров первой необходимости, то есть базовых продуктов питания, таких как хлеб, молоко, яйца, мясо и овощи, эксперты не ждут радикального подорожания. Этими товарами Россия обеспечивает себя сама, поэтому и предпосылок для роста цен нет.

По словам министра финансов Антона Силуанова, Россия лучше других стран-добытчиков нефти оказалась подготовлена к падению цен на чёрное золото и последствиям этого. Так, наша экономика не настолько сильно зависима от нефти, как экономка той же Саудовской Аравии. При этом в Фонде национального благосостояния (ФНБ) достаточно средств для исполнения всех социальных обязательств государства. И средств этих хватит на 6 – 10 лет.

Президент поставил перед правительством и Центробанком задачу минимизировать негативные последствия для граждан, связанные с ситуацией в мировой экономике.

– Даже не надеюсь, а уверен, что Россия пройдёт этот турбулентный период достойно, спокойно, более того, есть все шансы для того, чтобы ключевые отрасли производства Российской Федерации вышли из этой ситуации значительно более окрепшими и готовыми к дальнейшей очень серьёзной конкурентной борьбе. Это, безусловно, должно отразиться на всей российской экономике, отразиться позитивным образом, – заявил глава государства на встрече с инвесторами 11 марта.

По словам премьер-министра Михаила Мишустина, мы уже не первый год живём в условиях достаточно низкой инфляции, и поэтому у нас сейчас большой запас прочности.

На сегодняшний день российский рубль по-прежнему уязвим. Как он себя поведёт, во многом будет зависеть от ситуации с коронавирусом и уровня добычи нефти в России и Саудовской Аравии.

Новая встреча ОПЕК+ запланирована на май-июнь 2020 года. Велика вероятность, что сторонам всё же удастся прийти к соглашению и выработать единую стратегию.

Exit mobile version