Как помочь ребенку пережить смерть близкого
В жизни каждого человека бывают потери. И самые страшные из них – когда уходят близкие люди. Пережить смерть нелегко и взрослому, а тем более ребенку. Как можно справиться с горем и почему не стоит его подавлять, редакции сайта pravda-nn.ru рассказал нижегородский психолог Сергей Скуратовский.
По словам эксперта, переживание горя – сложный процесс. Но даже если взрослый пытается не замечать, что с ним происходит при потере близкого, некоторые привычные ритуалы помогают справляться с переживаниями. Взрослые знают, что важно плакать, быть на похоронах, говорить о своей скорби. А у ребенка, который впервые сталкивается с горем, таких помогающих механизмов нет.
«Детское горе отличается от взрослого. Оно может выражаться в бесконечных вопросах на тему смерти и умершего, в резких изменениях в поведении (непослушание, импульсивность, агрессия, рассеянность, непонятные поступки или высказывания), могут появляться игры и рисунки на тему смерти, проявляться сильная тревога, в отдельных случаях включая ночные кошмары, головные боли, энурез, — рассказал Сергей Скуратовский. — Основная проблема детского горя – дети не знают, что делать со своими сильными чувствами, не умеют с ними обращаться. Правда, и некоторые взрослые этого не умеют».
Работа над ошибками
Мы попросили читателей pravda-nn.ru вспомнить, что они думали и чувствовали в детстве, потеряв родных. Вот, что рассказали взрослые респонденты (имена героев изменены):
Как видно из этих историй, даже дети воспринимают смерть по-разному. Кто-то скучает или обижается, кто-то переживает за чувства родственников, а у ребят помладше еще не сформировано представление о происходящем. Они чувствуют угнетающую обстановку, но до конца понять случившееся смогут только повзрослев. Но в любом случае ребенок должен знать правду.
«Нельзя рассказывать сказки на тему «уснул», «уплыл», «улетел». Если умерший «уснул», то как скоро ребенок станет бояться заснуть и не проснуться? Если умерший «улетел, уплыл», то, значит, вернется, значит, по детской логике, надо ждать», — пояснил Сергей Скуратовский.
Обман может даже привести к трагедии. Один из клиентов рассказал психологу, что чуть не шагнул из окна, услышав в раннем детстве фразу из разряда «дедушка улетел». Хорошо, что мама вовремя заметила и схватила.
«Разумеется, нельзя обесценивать и принижать переживания ребенка, даже если они выражаются в необычной форме. Нельзя заставлять плакать или заставлять не плакать, — добавил эксперт. — Еще нельзя заставлять участвовать в похоронах (но предложить важно). Тем более нельзя заставлять подходить к гробу, целовать умершего. Только предлагать, у ребенка должен быть выбор».
Как помочь ребенку пережить горе
По словам Сергея Скуратовского, нижегородцы редко спрашивают, как помочь ребенку пережить смерть, зато часто поступают запросы из разряда «я в детстве не смог пережить смерть близкого и теперь мне плохо».
Бывает так, что родители жалуются на поведение и успеваемость подростка, а в приватном разговоре выясняется, что у него присутствует незавершенное горе. Просто взрослые часто обесценивают эмоции своих детей, считая их странными или наигранными. К тому же в некоторых семьях существует «запрет на горе».
«Логика здесь очень простая – горе, о котором молчат, не переживается. Его хранит и несет по жизни горюющий. И потом, спустя 20 лет, если спросить человека о его утрате, он будет плакать, как будто вчера похороны были», — подчеркнул психолог.
По мнению эксперта, дети должны знать правду о смерти близкого, поэтому ребенка стоит включить в хлопоты, связанные с похоронами. Если в семье соблюдаются религиозные ритуалы и траур, у ребенка должна быть возможность принять в них участие.
«Важно, чтобы ребенок пережил расставание с умершим, поэтому, даже, если он наотрез отказался идти на похороны, можно вместе собраться, поговорить о случившемся и как-то ритуально проститься, например, запустить шарик в небо, — рекомендует Сергей Скуратовский. — Таким образом, чувства ребенка получат направление, он будет горевать, по-настоящему прощаясь с умершим, а не бояться и надеяться, что он вернется».
Стоит также учесть, что дети будут горевать сообразно своему возрасту и происходящему в семье. Если это ребенок до 2 лет, то он будет чувствовать скорбь, разлитую по воздуху, будет тревожиться, чаще плакать, капризничать, могут наблюдаться расстройства ЖКТ и изменения в привычках питания. А вот ребенку от 3 лет разговоры уже нужны, ему важно знать, что такое смерть и как умирают. И он должен получить эту информацию в спокойной, не травмирующей обстановке, рассказанную спокойным голосом, понятно и последовательно.
Горе или манипуляция?
Зачастую дети бывают умелыми актерами, поэтому взрослые не всегда верят в их искренность. И в некоторых случаях даже могут появиться сомнения: а не манипулирует ли ребенок своим горем?
«Во-первых, игра всегда содержит в себе явно читаемую, периодически подчеркиваемую выгоду. Родители всегда могут понять, заболел ребенок или притворяется, чтобы не ходить в школу. В данном случае ситуация аналогична. Если слышите: «Папа, я очень сожалею, что … умер, поэтому мне нужно что-то, что бы меня утешило, например, эта приставка», сомнений в происходящем быть не может, — объясняет Сергей Скуратовский. — Во-вторых, манипуляции и манипулятивное поведение – это продукт семейных отношений, семейного климата в целом. Манипуляции не будут, как грибы, расти в голове ребенка, если этим не пользуются его родители. Поэтому обратите внимание на то, как и в каких случаях вы используете манипуляции».
В‑третьих, подчеркнул эксперт, и реальное горе, и манипуляции – это признак того, что ребенку нужно внимание и забота о его чувствах. Поэтому так ли принципиально их различать?