Страшная трагедия в Павлове потрясла весь регион. Там задохнулись угарным газом три человека, в том числе восьмимесячный ребёнок. Всего с начала зимы зафиксированы уже несколько случаев отравлений, шесть из них – со смертельным исходом. Теперь нижегородцев ждут внеплановые проверки газового оборудования во всех районах области.
Печальные подробности
По словам соседей-павловчан, в квартиру на первом этаже мужчина заехал буквально несколько дней назад, жильё снимал. До этого квартира долгое время пустовала. На втором этаже проживала молодая семья. В момент трагедии дома находилась женщина с восьмимесячным ребёнком. Их тела обнаружил глава семьи, вернувшись с работы около пяти часов вечера. Мужчина вызвал службы быстрого реагирования. По предварительным данным, люди погибли от отравления угарным газом: в квартире на первом этаже работала газовая колонка. Продукты горения заполнили комнаты, а затем углекислый газ через вентиляционную трубу поднялся этажом выше. Так ли это, разберётся следствие. Возбуждено уголовное дело.
Как рассказал руководитель «ПавловоЖилСервис» Владимир Знаменский, вентиляция в доме, где случилась трагедия, последний раз проверялась 20 ноября. Главный инженер управляющей компании подтверждает, что в квартиру на первом этаже прежде доступа не было, однако проверки всё равно проводились с помощью груза, который спускается через дымоход. На момент проверки всё работало.
В тот же день стало известно ещё об одной пострадавшей – ухудшилось здоровье пятилетней девочки. Она проживала в этом же доме в квартире на втором этаже. Ребёнок доставлен в больницу. Остальные жильцы подъезда эвакуированы, газ отключён, специалисты обследуют домовые коммуникации, изымают газовое оборудование, проводится техническая экспертиза.
Ещё одна семья погибла в декабре 2018 года в областном центре на улице Бекетова. А чуть раньше трагедия разыгралась в Арзамасе. Там в многоквартирном доме на улице Красный Путь плохо стало трёхлетнему ребёнку. Родители вызвали скорую помощь. Приехавшие врачи обнаружили в бессознательном состоянии не только малыша, но и родителей. Все пострадавшие были доставлены в городскую больницу.
Договор дороже жизни
Газовая тема не утихает уже несколько лет. Особенно актуальной она становится, когда наступает зима. Кто виноват в трагедиях и почему не удаётся их избежать?
По закону договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования должны заключать управляющие компании или ТСЖ. Что касается внутриквартирного, то это обязанность собственника. Если такого договор не существует, ресурсники вправе отключить услугу.
– Более того, за нежелание заключать договор, за отказ пускать представителей специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию, за отказ менять оборудование, которое признано непригодным, предусмотрены штрафы, – рассказали в Госжилинспекции Нижегородской области. – На физических лиц – от 1000 до 2000 рублей, на должностных лиц – от 5 до 20 тысяч рублей, на юридических – от 40 до 100 тысяч.
Если договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования заключены практически во всех многоквартирных домах, то вот с внутриквартирным (плитами и газовыми колонками в квартирах) всё сложнее. К сожалению, даже если 99 процентов собственников заключили договоры и у них всё исправно, но в одной квартире пользуются газовой колонкой с нарушениями и в эту квартиру не пускают специалистов, трагедии не избежать.
Специалисты отмечают: в двухкомнатной квартире в Арзамасе, где в декабре чуть не погибла семья, на газовой колонке не был установлен защитный короб, а над газовыми приборами работала принудительная вентиляция, которая не предусмотрена проектной документацией. Вытяжка была установлена и в квартире на улице Бекетова в Нижнем Новгороде.
На сайте Госжилинспекции в разделе «Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования» можно найти реестр организаций, которые имеют право заниматься обслуживание газового оборудования.
Своя правда
Пока специалисты призывают жителей не экспериментировать с газовым оборудованием и соблюдать меры безопасности, жители винят во всех бедах представителей газовой службы и управляющих компаний.
Люди жалуются, что, даже заключив договоры на обслуживание газовых плит и колонок и оплачивая это обслуживание, представителей специализированной организации можно не увидеть ни разу.
– А если и придут, то поднесут бумажку к вентиляционному отверстию и проверят тягу. На этом всё заканчивается. Надо дымоходы чистить, – делятся своими соображениями соседи погибших в Павлове.
Жалуются люди и на разрушенные дымоходы, которые коммунальщики частенько прикрывают листами железа, вместо того чтобы ремонтировать.
Кстати, вина обслуживающих компаний в некоторых печальных случаях была доказана. Так, в конце 2016 года в Городце было вынесено обвинительное заключение в отношении директора одной из порядных организаций, обслуживающей дымоходы и вентканалы.
Напомним, тогда от отравления угарным газом погибла 33-летняя женщина и её 13-летний сын. По версии следствия, несмотря на то, что в дымовом канале многоквартирного дома была обратная тяга и данное нарушение было выявлено, обвиняемая не обеспечила его своевременное устранение, в результате чего погибли люди. Приговором суда подсудимой было назначено наказание – четыре года лишения свободы в колонии общего режима и штраф в один миллион рублей.
Массовые проверки
К сожалению, газовая тема актуальна не только для Нижегородской области, трагедии происходят во всех регионах. Последняя, случившаяся в Магнитогорске, унесла жизни 39 человек, в том числе шести детей.
Что касается Павлова, то ситуацию с первых минут трагедии взял на личный контроль глава региона Глеб Никитин. На место оперативно выехали заместитель губернатора Андрей Харин и руководитель Госжилинспекции Нижегородской области Игорь Сербул.
– Губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным даны поручения по оказанию необходимой помощи семьям погибших. В ходе оперативного штаба с руководителем Госжилинспекции мы договорились, что в ближайшее время во всех муниципалитетах будут проведены необходимые мероприятия по недопущению несчастных случаев, связанных с эксплуатацией внутридомового газового оборудования, – отметил Андрей Харин.
Мы следим за развитием ситуации.