Site icon Нижегородская правда

Как сформировать правильную самооценку у ребенка

Все родители хотят видеть своих детей успешным и счастливым. Насколько ребенок сможет реализовать свои возможности, зависит от его веры в собственные силы и объективное восприятие личного потенциала. На плечах родителей лежит сложная задача найти оптимальный баланс в воспитании маленького человека, чтобы он чувствовал себя в этом мире уверенно и спокойно.

Самооценка формируется в детстве, подчеркивает Infox.ru. Она является отражением родительского восприятия личности ребенка.

 

Виды и проявления самооценки

Самооценка – оценивание человеком собственных личностных качеств, своей значимости для других людей. Она бывает трех видов:

-  заниженная, проявляется в неуверенности в себе, стеснительности;

-  адекватная, характеризуется объективной уверенностью в себе и самоуважением;

-  завышенная, выражается высокомерием, часто хвастливостью или излишней самоуверенностью.

Человек с адекватной самооценкой знает, что он ценен вне зависимости от своих достижений. Он не сомневается в том, что достоин уважения, дружбы и любви. Такая личность не боится брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения.

При завышенной самооценке человек переоценивает свои достоинства и отрицает недостатки, либо трактует их как полезные и необходимые качества. Он никогда не признает своей вины, неудачи или некомпетентности. С его точки зрения, это просто невозможно.

Низкая самооценка порождает постоянные сомнения в своей значимости, сравнения себя с другими, трудности при принятии решений. Человек ждет одобрения и похвалы от окружающих, старается понравиться. Он часто поступает вопреки своим желаниям, боясь отказать.

Заниженная самооценка нередко приводит к нервным расстройствам и депрессиям, служит основой для комплексов и вредных пристрастий.

Самооценка влияет на все сферы жизни. Адекватная самооценка позволяет объективно оценить свои возможности и рассчитать силы перед новым начинанием. Это помогает избежать ненужных разочарований и мотивирует к серьезным свершениям.

 

Ошибки в воспитании, ведущие к завышению самооценки ребенка

Лучший метод воспитания – личный пример. Об этом писал еще Антон Семенович Макаренко.

Если родители, не стесняясь в выражениях, обсуждают невысокие умственные способности коллег или соседей, не приходится удивляться, что отпрыски будут воспринимать объекты высказываний как неполноценных индивидуумов.

Желание защитить свое дитя может пойти во вред, когда оно слепо. Не нужно в ответ на жалобы ребенка вставать на его сторону, не разобравшись в ситуации. Следует спросить, что предшествовало конфликтной ситуации, и выяснить, какие действия спровоцировали негативную реакцию окружающих. Бывает, что социальная среда действительно неблагоприятна и может оказать плохое влияние. Чаще причины кроются в поведении человека, привыкшего, что его всегда оправдают и оградят от чьего-то недовольства.

Пребывая в полной уверенности, что является совершенным созданием, ребенок вырастет эгоцентристом, не считающимся с другими.

При первых признаках завышенной самооценки нужно доносить до детского сознания, что все имеют право на счастье и любовь. Воспитывать терпимость и уважение к личности других людей, тем более если ребенок имеет незаурядные способности. Важно помнить, что яркое проявление таланта ценится в карьере, а в личных отношениях часто является причиной невыносимого одиночества. Окружающие не прощают снисходительности.

Завышенная самооценка чревата тем, что все отношения проходят через призму эгоизма. Если юный нарцисс решит, что перерос свое ближайшее окружение, он будет стыдиться и избегать его. Рассчитывать на его сочувствие и участие бессмысленно. Даже оказывая материальную поддержку, он будет дистанцироваться от тех, кто не дотягивает до его уровня.

Непомерно завышенная самооценка осложняет жизнь. В небольших дозах она помогает добиваться результата там, где другие спасуют.

 

Действия родителей, снижающие самооценку детей

По-настоящему разрушительные последствия для личности несет заниженная самооценка, поскольку формирует комплекс неполноценности. Что может быть хуже, чем жить с ощущением, что не достоин любви, уважения, дружбы?

Если в репликах, обращенных к ребенку, проскальзываю фразы «Отойди, ты только мешаешь», «Ты все равно не поймешь», «Ну что опять?», «Вот вырастешь, тогда и поговорим», стоит ожидать, что ребенок замкнется в себе, а в подростковом возрасте шокирует семью невообразимой выходкой.

Отказывая в сопричастности к проблемам семьи, родители подчеркивают несостоятельность развивающейся личности, нанося ей тяжелую психическую травму.

Любой человек хочет быть нужным кому-то. Поэтому люди заключают браки, усыновляют сирот и заводят домашних животных. Ощущение невостребованности давит на ребенка, разрушая его самооценку. Если в какой-либо ситуации присутствие ребенка нежелательно, нужно ему это объяснить, а не отмахиваться от него.

Самооценка ребенка страдает от критики со стороны родителей. Маленькому человеку гораздо легче пережить негативное мнение окружающих, чем близких людей. От родных ждут понимания и поддержки. Неокрепшая психика трактует критические замечания как отсутствие любви, которую нужно заслужить. Ребенок обычно и сам прекрасно понимает, где допустил оплошность или сделал не так как надо. Он тоже переживает. Ему хочется облегчить бремя неудачи, поделившись с близкими. Но, натыкаясь на стену скепсиса и неудовольствия, он остается один на один со своими трудностями.

Сокрушительный удар по самооценке наносят завышенные требования родителей. Чем больше претензий, тем меньше собственная значимость в восприятии ребенка. В самосознании закрепляется установка, что сам по себе он плох, и только какие-то достижения способны сделать его хорошим. Где-то в глубине подсознания протестует слабый голос: «Я ничуть не хуже других!», но он заглушается очередной взыскательной репликой взрослых. Постоянное самоутверждение губительно для психики.

Самооценка меняется под воздействием внешних обстоятельств. Успехи способствуют ее повышению, а неудачи снижают.

 

Основы адекватной самооценки

В воспитании нужно руководствоваться любовью и здравым смыслом:

Нельзя переключать внимание на ребенка во время своих занятий по его малейшему требованию, кроме экстренных случаев. Уважение личного времени и пространства – необходимое условие социализации. В свою очередь, взрослые должны предоставлять такие же права детям и проявлять тактичность.

Ребенок может быть не прав. Родители не должны безоговорочно поддерживать ребенка, создавая у него иллюзию непогрешимости.

Семья – единое целое. Каждый ее член должен чувствовать сопричастность как к хорошим, так и к тяжелым моментам семейной жизни.

Помнить, что ребенок уязвим перед внешним миром. Он нуждается в поддержке близких. Критики на его век хватит, ни к чему торопиться.

Установить разумный баланс между требованиями, предъявляемыми к ребенку, с его способностями и возможностями. Нельзя жить на пределе сил.

Не скупиться на комплименты. Не стоит хвалить за внешние качества и из жалости. Искренняя радость близких, восхищение в их глазах от каких-либо достижений – лучшая награда и мотивация на дальнейшие свершения.

Родители не должны забывать, что личность маленького человека пока еще развивается. Будет ли это развитие гармоничным, зависит от их отношения к ребенку.

Exit mobile version