Как «выбивают» долги
«Немедленно погасите долг, иначе пожалеете», – такоесообщение пришло на мобильник нижегородке Елене. Она не обратила на этовнимание, потому что никаких долгов у нее не было. Однако сообщение пришлоснова. Женщина опять его удалила. Но текст начал приходить по нескольку раз вдень и ночью тоже. Елене стало не по себе.Взяли в оборотМуж Елены рассказал нам, что она даже стала бояться звукапришедшего сообщения, и он отправился в банк, который был указан в СМС-ке.– Вышел начальник службы безопасности, – рассказываетсобеседник. – Сказал, что у моей жены якобы не погашен кредит. Я заверил, чтоникакого кредита она не брала. Ответили, что центральный офис в Москве, чтобудут разбираться, но СМС-ки продолжали приходить. Снова отправился в банк,потребовал доказательств, что на мою жену оформлен кредит. Их не оказалось. Вконце концов сказали, что, наверное, этот телефонный номер принадлежал раньшедолжнику. Чушь какая-то. Все нервы вымотали. А один знакомый рассказывал, чтоему пришлось отключить домашний телефон. Звонок с записью агрессивного голоса«Погаси кредит» раздавался каждые 10 минут!Все это работа коллекторов, ставших уже притчей во языцех.Объявление в подъездеНачальник отдела защиты прав потребителей УправленияРоспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова рассказала нам, чтознает от коллег в другом регионе: коллекторы рассылали письма, в которых былиизображения черепов.– В прошлом году мы получили около 30 жалоб на действияколлекторов, – добавляет собеседница. – В этом году – уже почти 60. Чаще всегожалуются на бесцеремонность, угрозы, говорят, что писем о долге от банка не было,почему же сразу коллекторам сведения передали и вообще на каком основании.Направляем информацию в Роскомнадзор, так как речь – о разглашении банкомперсональных данных. Гражданам можем только порекомендовать обратиться вправоохранительные органы. Сами мы проводить мероприятия в данном случае неможем. Потребитель договора с коллекторским агентством не заключал, закон озащите прав потребителей этих отношений не регулирует.Вот что говорит на этот счет начальник отдела по защите правсубъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологийУправления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу Наталья Бычкова:– У нас просто вал обращений. Люди жалуются, что не давалисогласия на передачу своих персональных данных. Однако зачастую выясняется, чтоэтот пункт был в договоре при оформлении кредита и человек просто невнимательночитал.Однако есть и такие жалобы: в подъезде, в лифте, на двериквартиры развешивают объявления или даже пишут краской, что у такого-то жильцатакой-то долг.– В этих случаях материалы передаем в прокуратуру, – говоритНаталья Бычкова.Прокурор отдела по надзору за исполнением законов вэкономической деятельности прокуратуры Нижегородской области Александр Мокровпояснил, что проверку должна проводить полиция.– Однако мы потом получаем жалобы от граждан на неполнотупроведенной проверки, – не скрывает Мокров.«Заплати и спи спокойно»Коллекторы же считают, что должники сами виноваты.– Ни у кого нет права не возвращать долги, – говоритуправляющий партнер коллекторского центра Альберт Подшибихин. – Но крепкиепарни с битами у подъезда – это не наш метод.Нам удалось поговорить с оператором одного коллекторскогоагентства. Евгений в прошлом году окончил Нижегородский педагогическийуниверситет и теперь «воспитывает» должников.– Работаю около полугода, за 12-часовую смену делаешь до тысячизвонков, – рассказывает молодой человек. – Поговорить же удается всего снесколькими десятками должников. Больше половины говорят, что или не знали одолге, или забыли. Некоторые грубят, бросают трубку.Кстати, Нижегородское региональное отделение Ассоциацииюристов России, устраивая круглый стол по проблеме, приглашало различныеколлекторские агентства. Отказались почти все. Есть что скрывать?