Кимберлитовая трубка финансовых гномов
«В борьбе за снижение налога на добавленную стоимость вице-премьер Алексей Кудрин вновь одержал победу. На этот раз полную и безоговорочную. В поверженных идеологи скорого снижения налога на добавленную стоимость экономисты и предприниматели». Об НДС, инфляции и «выпадающих доходах»Смертельный выпад в словесной дуэли А. Кудрин сформулировал, как и подобает великому магистру тайного общества гномов: «?Выпадающие доходы бюджета при снижении НДС до 12 – 13 проц. могут составить до 2 проц. ВВП».Кулуарные разговоры вокруг одиозного российского НДС ведутся многие лета. Но и на этот раз экономист А. Шохин и компания вождей РСПП не рискнули вынести сор из избы. Почему? Да потому, что при публичном обсуждении частного вопроса о снижении НДС неотвратимо всплывут факты безобразные с точки зрения экономической логики.В этом случае как нынешние «победители», так и «поверженные» в кулуарных дебатах о снижении НДС потеряли бы всякое уважение со стороны приличных граждан России вместе с источниками своего финансового могущества.Например. Не могут же не знать в кулуарах финансовых ведомств РФ и в верхушке РСПП, что собираемость НДС в России не превышает 42 – 43 процентов? Иными словами, более половины российского НДС вместо Минфина собирает криминальный бизнес, контролируемый в основном олигархией. О каких «выпадающих доходах» может идти речь, если уже более десяти лет российский НДС никаких реальных доходов в казну не приносит и фактически является убыточным.И кому нужны гипотетические «выпадающие доходы» от убыточного по сути налога, если Минфин до сих пор не нашел полезного применения «лишним» деньгам, исчисляемым по всевозможным резервным фондам триллионами рублей?Мало того, что инфляция ежегодно превращает в пыль значительную часть стоимости хранимой в загашниках федерального бюджета валюты. В Минфине России никто и не собирается подсчитывать убытки казны и российской экономики от рефинансирования валютных резервов РФ через иностранных банкиров в наши государственные и частные финансовые структуры. За валюту, принадлежащую РФ и помещенную в ценные бумаги иностранных государств, Россия еще и доплачивает банкирам Лондонского и Парижского клубов за счет разницы кредитных ставок заграничного вояжа нашей валюты туда и обратно.Об НДС и зарубежном опытеУ читателя, мыслящего экономическими категориями, естественно, возникает вопрос. Почему в процветающих странах Западной Европы применение НДС не вызывает расхищения налоговых и бюджетных средств?Финансовые управления (налоговые органы) как, скажем, в Англии, так и в РФ согласно законодательству обязаны возвращать всю сумму НДС покупателю товара (плательщику НДС), уплаченную им продавцу товара (или же продавцу услуги или работы) за налоговые надбавки к ценам в соответствии со ставками НДС. Разница в том, что в России упомянутая процедура производится на основании бухгалтерской отчетности плательщика НДС за налоговый период и расчетов самого налогоплательщика по вычетам и возмещениям НДС.В Англии, напротив, возврат НДС покупателю товара (etc.) от продавца этого товара по каждой сделке купли-продажи осуществляется через финансовое управление исключительно на основании инвойсов. Поясню, инвойс это финансовый документ, свидетельствующий о том, что продавец товара (etc.) уплатил в бюджеты целиком всю сумму НДС, перечисленного ему покупателем в составе стоимости данной товарной партии.Британское налоговое законодательство предписывает продавцу товара (etc.) в течение 30 дней с момента перечисления ему платы за данный товар доставить инвойс покупателю этого товара (т. е. формальному плательщику НДС).Никакого риска при европейском администрировании НДС финансовые управления не имеют. Надуть, обмануть бюджет фальсифицированной отчетностью и липовыми счетами-фактурами (как это частенько бывает в России) налогоплательщику в Западной Европе чрезвычайно трудно. И не только потому, что подделка финансового документа (инвойса) слишком сложное и уголовно наказуемое деяние. Дело в том, что финансовые управления (налоговые органы) все без исключения в небольших по территории государствах Западной Европы объединены между собой сетью кабельно-компьютерной связи со специальным программным обеспечением. Вся инвойсная информация по конкретным сделкам купли-продажи от финансовых управлений, где зарегистрированы продавцы товаров (работ, услуг), передается согласно реквизитам и электронным адресам в финансовое управление, где зарегистрирован конкретный покупатель (он же плательщик НДС).После окончания налогового периода на выходах этой технической системы фискального сыска на каждого налогоплательщика заводится специальное досье, которое сопоставляется с данными бухгалтерской отчетности. Такой инвойсный контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности позволяет оперативно выявить не только неплательщиков НДС, но и злостных укрывателей доходов, недоплачивающих в бюджет существенные суммы по всем прочим налогам. Только в таком аспекте НДС, проверяемый инвойсами по объемам продаж и оборотам закупок налогоплательщика, оправдывает свое назначение в качестве универсального акциза.Об универсальных акцизах и бюджетникахВсе другие универсальные акцизы, применяемые в практике налогообложения, в сравнении с российским НДС (администрирование которого осуществляется без технической системы фискального сыска) более эффективны с меньшими ставками, более просты в администрировании и надежнее в части собираемости налога, намного экономичнее с точки зрения дополнительных расходов казны, вызываемых системным эффектом снижения реальных доходов от всех прочих налогов и сборов. Номинально налоговые поступления в бюджеты с введением НДС остаются неизменными, а вот сам-то рубль обесценивается в меру ставок НДС.Европейская модель НДС вполне компенсирует названные издержки. Однако в таких огромных по территории странах, как Росиия, США, Китай, техническая система контроля за достоверностью бухгалтерской отчетности налогоплательщиков слишком дорогое удовольствие.Районированная сеть кабельно-компьютерной связи от Калининграда до Камчатки и Курильских островов, от Мурманска и Норильска до Астрахани и Комсомольска-на-Амуре потребует для своей реализации астрономических инвестиций. В США финансовые чиновники прекрасно понимают пределы применимости с пользой для дела европейской модели НДС и всю абсурдность российского уродца, названного тем же именем. А в России традиционное экономическое невежество финансовых чиновников удачно сожительствует с махровой коррупцией во всех эшелонах власти.Российские финансовые вожди напрочь отказываются понимать банальную истину реальные доходы казны от НДС исчисляются иначе, нежели номинальные доходы федерального бюджета от этого универсального акциза.Как правило, объемы продаж на предприятиях больше, чем обороты по закупкам материальных ресурсов за налоговый период. Естественно, что предприятия номинально платят НДС в федеральный бюджет в соответствии с действующим законодательством. Но это же не ральные доходы казны от НДС, поскольку ресурсообменные сделки товаропроизводящих предприятий, в принципе, кроме дополнительных расходов на администрирование НДС казне ничего не приносят.Куда же исчезают номинальные доходы федерального бюджета от НДС в подавляющей своей части? На выкуп налоговых надбавок к ценам товаров, услуг или работ, вызываемых применением в налоговой системе НДС. Этот выкуп вынуждены осуществлять бюджетные организации и учреждения при закупке ресурсов на свою жизнедеятельность. Если бы в налоговой системе государства НДС не было, не существовало бы и дополнительных расходов бюджетов всех уровней на выкуп НДС-надбавки к ценам.Пенсионеры, прочие бюджетники (государственные, муниципальные рабочие и служащие) платят НДС коммерческим предприятиям розничной торговли, те, в свою очередь, оплачивают НДС в федеральный бюджет этими же бюджетными деньгами. Кроме убытков и от этой части торгового оборота в результате бюджет не имеет ничего. (Окончание в следующем выпуске «Инвестиционного портрета региона»)