У семиклассника Юры Ветохина из Поздеевской основой школы Шарангского района всего один одноклассник, точнее, одноклассница. За спинами не спрячешься, так что готовиться приходится к каждому уроку.
С этого года учебное заведение, где учатся ребята, вошло в число малокомплектных сельских школ, получивших дополнительное финансирование. Сельские школы начали возрождать по поручению губернатора, которого об этом просили жители.
Без третьеклассников
В Поздеевской девятилетке Шарангского района учеников меньше, чем в одном классе рядовой школы. Здесь учатся дети из шести окрестных деревень. Два семиклассника, два ученика также в четвертом классе, два – в выпускном, девятом. И ни одного в третьем! Всего 23 школьника от семи до 15 лет.
В школу из своей деревни Красные Горки Юра Ветохин добирается на рейсовом автобусе. По возвращении домой топит печь, кормит домашнюю живность и снова спешит на автобусную остановку – позаниматься в районном ФОКе пауэрлифтингом.
"Мы досконально знаем всё, чем живёт каждый наш ребёнок: где проводит вечера, с кем дружит, есть ли проблемы в семье", – рассказывает директор Поздеевской школы Олеся Никитина. – "В каждой деревне, откуда приезжают наши ребята, живёт кто-то из работников школы, так что дети у нас всегда под присмотром. Они у нас очень спокойные, выдержанные, никогда не дерзят".
Эта кирпичная двухэтажная школа на 100 мест была построено в 1978 году. По словам Олеси Дмитриевны, в первый год здесь училось даже 117 ребят. Потом деревни стали пустеть, а с ними и школа. Около 10 лет назад малокомплектную школу с трудом отстояли от расформирования. Спасло то обстоятельство, что здесь учились дети работников местного успешного сельхозпредприятия: школа была необходима для его дальнейшего развития.
Автобус под школьное расписание
Сейчас здание школы в прекрасном состоянии – ежегодный ремонт, современное оборудование. Нет и недостатка в учителях.
Молодой специалист Илья Поздеев – учитель начальных классов, что само по себе необычно для мужчины. Это один из ярких представителей местной педагогической династии: внук первого директора школы Лидии Степановны Чертищевой, сын учительницы русского языка и литературы Тамары Петровны Поздеевой. Он же возглавляет школьный волонтёрский отряд «Беспокойные сердца». Ещё два молодых специалиста – учительница английского и преподаватель обществознания, оба с высшей категорией. Есть педагоги, работающие здесь десятилетиями.
А будущие первоклашки подрастают на глазах: это единственная в районе школа с дошкольной группой, которую посещают 12 малышей от полутора до шести лет.
В районе есть ещё одна малокомплектная школа – Черномужская основная, где учится 43 ребёнка из четырёх деревень. График рейсовых автобусов, на которых добираются дети в свои школы, по словам руководителя отдела образования Шарангского района Елены Самоделкиной, составлен с учётом школьного расписания. Дорога к знаниям оплачивается из муниципального бюджета.
Перечень школ, финансируемых независимо от количества обучающихся, утверждается правительством региона.
Ни один учитель не уехал
Небольшие расстояния между этими двумя школами позволяют учителям без проблем совмещать в них уроки. Тем более что у каждого молодого педагога есть автомобиль, полученный по программе поддержки молодых специалистов.
"Благодаря этой программе проблем с учительскими кадрами у нас в районе нет", – констатирует Елена Самоделкина. – "И ни один молодой специалист не уехал после её окончания, у всех тут семьи и по двое-трое детей".
По словам Елены Самоделкиной, с этого года субвенции на образование им увеличили на 6 млн рублей – выделили 86 млн рублей в сравнении с 80 млн в прошлом. Для девяти школ района это очень приличная сумма. Средства направляются на технические средства обучения, подготовку педагогов.
Всего, по данным регионального министерства образования, науки и молодёжной политики, в 2019 году в области финансируются 439 малокомплектных сельских школ (в 2018 году таких организаций было 186). Три из них численностью до пяти учеников. А в двадцати одной учится от пяти до 10 человек, так что занятия у ребят практически индивидуальные.