Код культуры. Как увлечь нижегородцев высоким искусством
Газета "Нижегородская правда" №80 от 21.11.2018
Подписка на газетуЧто такое современная культура? Какой она должна быть? Можно ли ей управлять и надо ли гнаться за званием культурной столицы? Эти вопросы обсуждали эксперты на очередном заседании нижегородского Эксперт-клуба на тему «Нижний Новгород на культурной карте России».
Финансы для романсов
Деятели культуры, депутаты, представители власти и общественных организаций два часа искали путь для развития нижегородской культуры. Одним из основных вопросов стал, разумеется, финансовый. По общему мнению, стать самоокупаемой культура не сможет в принципе. А значит, она всегда будет вынуждена искать вливания со стороны.
Депутат городской Думы и экс-министр культуры Нижегородской области Сергей Горин идеи поисков финансовой поддержки культуры притушил заявлением, что те, кто готов «скинуться на культуру», не имеют денег, а те, у кого есть деньги, на культуру их тратить не будут. Проблема, по его мнению, куда более глубока, чем финансирование.
– Культура – это состояние общества. И если в СССР законодательно было прописано в образовании «всестороннее развитие личности человека», то теперь прописано лишь развитие «грамотного потребителя» – грамотно жующего? – задал риторический вопрос Горин.
Что же касается звания культурной столицы, он уверен, что городу с такими культурными традициями, университетами, музеями, театрами и наукой, как наш, не пристало гнаться за подобным званием – наш город и так самодостаточный и самобытный. И, кстати, сам рождающий много культурных проектов.
Проектная мощность
Кстати, о проектах. Именно наличие прорывных идей многие собравшиеся назвали непременным залогом развития культурной среды. Журналист и телеведущий Георгий Молокин уверен, что примером таковых могут быть фестивали и концерты, которые проводит Ольга Томина в филармонии, или кинособытия, которые организует Павел Милославский на разных городских площадках.
Сам Георгий Молокин презентовал свой проект «Царственно поставленный город», посвящённый грядущему 800-летию Нижнего Новгорода. Он предполагает разработку, выпуск фильмов, радиопередач, журналов и книг по истории города, в том числе для школьников и студентов. Ознакомиться с ним можно на сайте гильдии экскурсоводов Нижнего Новгорода excurs52.com. Авторы проекта предлагают присоединиться к нему всех горожан.
– Такой юбилейный проект нужно делать всем вместе! Создать сайт, на котором могут объединиться все желающие, собрать идеи, собрать всё – от открыток и писем до вещей с семейной историей! Например, музей личных вещей – это был бы уникальный проект. Но для этого нужно заинтересовать жителей, – считает Георгий Молокин.
Игра на интерес
Ещё один важный стимул развития культуры – формирование интереса у публики. Сейчас для этого приходится придумывать самые неординарные способы.
– Вот на днях открылась выставка одной картины Робера. Кто бы на неё собрался, если бы я всем в СМС не написала, что автор был влюблён в племянницу Наполеона, а картину держал в руках Ван Гог? – поделилась опытом PR-менеджер художественного музея Анна Таланова. – А так камеры набежали. Хотя у нас есть гораздо более значимые выставки!
Также Анна отметила, что сегодня детям мало объясняют, зачем им нужна культура, книги, музыка.
Впрочем, падение уровня культуры констатировали практически все собравшиеся. Например, координатор эксперт-клуба Владимир Лапырин отметил, что даже в юбилейный год Горького площадь его имени так и не была благоустроена. Согласился с ним и профессор Нижегородского института управления Александр Мазин, отметив, что неплохо бы культуру начинать с малого – хотя бы с городских туалетов и скамеек!
Подводя итоги встречи, все собравшиеся высказали мнение, что культурным событиям не хватает освещения. О многих великолепных проектах жители просто не знают! Для исправления ситуации необходимо создать культурный агрегатор – сайт, на котором бы собирались абсолютно все культурные проекты города и области, зайдя на который каждый мог бы выбрать себе подходящий и интересный проект. Только тогда исчезнет разобщённость зрителей и площадок. Директор рекламной группы «Хорошие идеи» Олег Шакирский заявил, что понимание – как это сделать, у него есть, и сам проект давно прописан и отправлен… в стол. До времени, которое, может, уже и пришло?