Коклюшки стучат — забывать не велят
Говорят, свадебное платье английской королевы Виктории было отделано кружевом балахнинских мастериц. Даже если это всего лишь легенда, фактом остается то, что в былые времена работы наших виртуозных рукодельниц расходились по всему миру и успешно конкурировали с признанными европейскими образцами кружевного искусства. Но в конце ХХ века знаменитый промысел исчез. И уж вовсе непростительно, что о его истории, уникальной технологии мало где можно было узнать. До некоторых пор. Специалисты констатируют: даже в самых авторитетных и подробных трудах, посвященных русским традициям кружевоплетения, о «балахонском манере» найдешь разве что пару скупых строчек. Вот почему о выходе новой книги «Балахнинское кружево» ныне говорят как о событии, без преувеличения, российского масштаба. Презентация новинки прошла в конферец-центре фундаментальной библиотеки ННГУ. Место выбрано не случайно. Именно сотрудники университетского музея затеяли когда-то большой исследовательский труд, увенчавшийся столь замечательным итогом. Впрочем, ждать публикации книги пришлось еще 10 лет… Представляя ныне новинку, с большой благодарностью вспоминали известного нижегородского искусствоведа, уникального знатока народного художественного творчества нашего края Татьяну Ильиничну Емельянову. Под ее руководством начинался проект, получивший грантовую поддержку. Это позволило в 1998 году осуществить первую экспедицию ученых в места прежнего бытования угасшего промысла — Балахнинский, Чкаловский, Городецкий районы. Изучали там собрания музеев, искали доступ к содержимому бабушкиных сундуков местных жителей. И сельчане открывали свои семейные сокровища, среди которых обнаружились уникальные старинные образцы искусства балахнинских кружевниц. Исследователи вели видеосъемку, фиксировали все подробности. Важно это потому, что уже в ту пору практически не осталось носительниц старинной традиции, тех, кто в состоянии был виртуозно плести узор в самой сложной и трудоемкой многопарной технике, характерной для «балахонского манера». Мастерицам порой приходилось управляться с несколькими сотнями коклюшек одновременно! Идея изучения промысла ради его возрождения нашла немало приверженцев, в экспедиции участвовали специалисты музея художественных промыслов, другие энтузиасты. Но именно Любовь Владимировна Ведерникова воплотила начинание в книгу. Причем такую, которая сочетает научную точность, строгость отбора фактов с легким, даже занимательным стилем, с умением включить специальные сведения в широкий контекст мировой культуры. Однако при всех своих достоинствах замечательный текст долго оставался только текстом. До тех пор пока труд Л. В. Ведерниковой не был включен в проект Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области по созданию библиотеки имени И. П. Склярова, посвященной всем нашим промыслам. И вот вслед «Казаковской филиграни», «Нижегородской домовой резьбе» явилась в свет тысячным тиражом третья книга — «Балахнинское кружево». Через пару недель, обещает генеральный директор фонда Н. Г. Смирнов, издательство «Литера» выпустит очередную — уникальное исследование генеалогии и стилевых особенностей хохломы Т. И. Емельяновой. Пятый том будет посвящен городецкой росписи. Эти и последующие книги серии очень интересны, без сомнения, востребованы. Но все же в их ряду «Балахнинское кружево» на особом положении как самое первое фундаментальное исследование промысла, причем угасшего. Возродится ли он? Вопрос непростой. На презентации присутствовала Галина Александровна Котова — одна из современных (увы, немногих) хранительниц всех секретов «балахонского манера». Она сообщила, что второй год в Балахне существует музей кружеваци следование промысла, причем, угасшего, а при нем — мастерская, где любого желающего обучат сложным приемам работы с коклюшками. Выходит, теория и практика идут в ногу. И если не о расцвете промысла, то хотя бы о сохранении его технологии и прославленных традиций можно теперь говорить смело.