После лондонских кошмаров, когда двенадцатилетние «недоростки» повергли в панику население многомиллионного мегаполиса, новый роман Прилепина «Черная обезьяна» встал перед глазамикак некое предупреждение и пророчество. Невольно хочется согласиться с теми сумасшедшими, которые утверждают, что рукою поэта пишут небеса. Год назад в телефонном разговоре Захар проговорился мне, что сидит у себя в деревне, в лесу на Керженце, и пишет роман. «О чем?» - спросил я его. «О мужских проблемах!» - был ответ.Несколько поверхностных рецензий или реплик попались мне на глаза раньше, чем я прочитал «Черную обезьяну», и все они упоминали о «мужских проблемах»: уходит жена, у любовницы есть еще несколько любовников, из-за проститутки герою кавказцы бьют морду. Но в романе «обезьяны» нет, даже само слово в тексте встречается три или четыре раза и не несет определяющей смысловой нагрузки. С естественной для «шестидесятника» чуткостью к эзопову языку я все же ищу некий связанный с этим образом ключ. И нахожу в Интернете текст с названием «Жизнь обезьян», в котором главная белая обезьяна садится на самый большой сук поближе к СТВОЛУ. У Прилепина: «...он располагался за самым главным государственным СТОЛОМ, и почти во главе его». «Ты думаешь, почему у нас не решают проблемы беспризорников? У нас хватило бы сил отправить их всех поголовно учиться в Оксфорд, обеспечив их лучшим пансионом на время обучения... их умышленно держат в городских джунглях - здесь у них есть наилучший шанс проявиться. За ними идет постоянное наблюдение, куда большее, чем за этими дурнями из оппозиции. Что Шарова волнует больше всего? Количество оставшейся в нашей земле нефти? Ситуация с горскими народами? Курс валют? Нет! Знаешь, что первым делом он изучает утром? Сводки о подростковой преступности!» Самое страшное: захотелось написать эту маленькую заметку по поводу нового романа Захара Прилепина (сколько их уже написано!), когда узнал о планах нашего правительства поднять зарплату полиции на будущий год чуть не в три раза. Значит, все, о чем говорится в «Черной обезьяне», - правда. Белые обезьяны собираются защищаться, но необразованные«недоростки» им, по-видимому, нужны!Ведь не поднимают зарплату школьным учителям с семи тысяч до пятидесяти! Хотяэто единственный способ сделать образование востребованным и интересным. В среднюю школу пойдут по конкурсу умнейшие, талантливейшие, креативные люди. Профессора будут тампреподавать, а дети с удовольствием учиться... Эксперименты, проводящиеся в каком-то институте или лаборатории, наверняка авторская фантазия Прилепина. Но... Неслучайныв романе «Черная обезьяна» этимастерски выписанные исторические этюды, описывающие жесточайшие сцены детского насилия. «В двадцать пять лет уже никто не будет воевать как в восемнадцать. В Римской империи призывали с семнадцати. И это нормально. Идеальный возраст, чтобы убить и умереть. Лучше еще раньше начинать». Так о мужских ли проблемах новый роман Захара Прилепина? Наверное, раз задаешься вопросом: «Что же будет с Родиной и с нами?» Мнения Конечно, глупо было бы надеяться на то, что Прилепин напишет книгу, которую общество, отягощенное проблемой детской жестокости, моментально прочтет, переосмыслит - и тут же все наладит. Но в романе сам вопрос не звучит достаточно весомо - из-за того, что вкладывается в уста персонажа, который бoльшую часть повествования либо на взводе, либо мечется между прошлым и настоящим, либо оттягивается со своей девкой... А с другой стороны, может быть, Захар Прилепин прав. Наше общество сплошь и рядом состоит из таких вот не очень плохих, но и не особо хороших, большей частью безответственных, инфантильных, недооформившихся людей, которым впору взобраться обратно на свои развесистые деревья... Алена БОНДАРЕВА, «Литературная газета» Эти явно завораживающие писателя-героя и писателя-автора реки крови и горы дымящегося мяса навалены в роман не очень понятно зачем. Все завязанные в начале сюжетные узлы - тайна каземата, населенного моральными уродами, загадка гибели целого подъезда - тоже развязываются Прилепиным на удивление равнодушно, все разгадки он произносит невнятной скороговоркой. Потому что гораздо важнее ему описать то, что творится в душе его героя. Творится же подлинный ад. Майя Кучерская, «Ведомости» И все же «Черная обезьяна» скорее удача, чем провал Захара Прилепина. Во-первых, он снова не повторился, взяв если и не абсолютно новый типаж, то поставив его в новые условия, введя в новое психологическое состояние. Во-вторых, он попробовал написать беллетристику, и это у него получилось. Роман СЕНЧИН, «Литературная Россия» Что еще надо знать о романе? Что главная загадка в нем так и останется неразгаданной. Что в книге много откровенно чернушных сцен (начиная от сожжения в печке новорожденных котят и заканчивая зверской расправой с отрядом голубых касок). Что количество крови, спермы, желчи и иных субстанций, разлитых и размазанных по страницам «Черной обезьяны», едва ли оправдывается какой-либо сюжетной необходимостью. И что стиль Прилепина, как всегда, безупречен - если под безупречностью понимать безотказную способность ставить дыбом шерсть у читателя на загривке. Галина Юзефович, «Итоги»