Кот на час: где в Нижегородской области можно помочь и поиграть с пушистыми друзьями
Котокафе — относительно новый формат заботы о бездомных животных, который всё больше набирает популярность. Он отличается от приюта тем, что котики здесь живут не в клетках, а по-домашнему, хотя и в большом коллективе сородичей. Сюда можно прийти хоть на час, хоть на целый день, и получить массу приятных эмоций, наблюдая за играющими и нежащимися на диванчиках и лежанках мурлыками. А может быть и найти себе пушистого друга.
Барон, Портос и Фифа
В котокафе «Мурзик» всё как дома — на входе хозяйка предложит сменить уличную обувь на тапочки и обработать руки антисептиком, чтобы не принести инфекцию зверюшкам. Обстановка тоже домашняя — диванчики, столики, коврики. И везде котики. Их здесь 22 — серые, белые с черными пятнышками, рыжие, черные. Стоило присесть на диван, как на колени сразу запрыгивает чёрный красавец с белой манишкой. Это Барон. У каждого питомца в котокафе есть имя и своя история.
«Слепого больного Златика нашла подписчица нашей группы – он метался по улице и кинулся им в ноги, — говорит хозяйка Мария Тувашкина. — У кошки Фифы умерла хозяйка, и она несколько месяцев жила на улице со своим котенком-подростком. Её дочка уже нашла семью. Кота Портоса жестоко избили – у него повреждена челюсть, сломан нос. Последствия травмы остались на всю жизнь, но это очень жизнерадостный и ласковый котик. Есть Федя и Ксюша. Ксюша была бездомной кошкой, родила котят на улице, трёх пристроили жители, а маленький Федя остался вместе с мамой. Наши друзья их вакцинировали, обработали от паразитов, приучили к лотку, и они переехали к нам».
А кот Шкипер пришел сюда сам — ходил и заглядывал в окна. Был весь в колтунах из свалявшейся шерсти. Сейчас это крупный молодой кот «с характером».
Котят младше семи месяцев в котокафе нет — у них еще не сформирован иммунитет, поэтому есть риск заболеть при таком количестве взрослых кошек.
«Нам поступает сотни звонков и сообщений о том, что найдены бездомные животные, — не скрывает Мария. — К сожалению, наша возможность в десятки раз меньше, чем количество обращений. Пока не заработает закон о ответственном отношении к животным, на улицах всегда будут бездомные кошки».
«Варю каши в режиме 24/7»
Дом помощи бездомных животным «Верность» в Чкаловске— это небольшая двухкомнатная квартира, в которой живет молодая семья с двумя детьми, плюс теплый сарайчик-кошкодомик рядом с домом и вольеры для собак на огороде. Здесь живет 39 котиков и 47 собак. Ещё есть животные на передержке.
Общее количество четвероногих на кураторстве у хозяйки дома помощи Екатерины Лавровой — 99 собак и 118 кошек.
«Все началось с того, что четыре года назад мы начали ходить кормить родившихся у бездомной собаки щенков,- рассказывает Екатерина. — Мы тогда жили на съёмной квартире, младшему ребенку было шесть месяцев. Пристроили пять щенков, а две девчонки «зависли». Поселили их сначала в родительском гараже, потом приобрели своё жилье и взяли к себе (у нас был уже и свой песик). Потом привезли после лечения в Нижнем Новгороде их маму, и она тоже осталась с нами. Одного щенка пристроили, и стало у нас три собаки. Прошла неделя, мужу под колёса на мосту щенок бросился. Заглянул под мост — там коробка, в которой ещё семь собачат. Привёз домой. И пошло-поехало: то тут котёнок, то там щенок брошенный».
По словам Екатерины, часто приходится сталкиваться со случаями человеческой жестокости: например, безобидной собаке с биркой на ухе рубанули топором по голове. Недавно мужчина привёз подобранного на трассе кота: животное выкинули из впереди едущей машины, он еле успел дать по тормозам. Сейчас котика уже пристроили.
«Сейчас я в режиме 24/7 стою у плиты и варю каши, — говорит Екатерина. — Я не приучаю собак к готовым кормам, так как пристраиваем их чаще всего в небогатые семьи, которые не смогут покупать каждый месяц сухой корм на 5 тысяч рублей в месяц. Вкусняшки для питомцев собирают в чкаловских организациях, например, в детском садике. Самая большая статья расходов у нас – ветеринария: лечение, обработка от паразитов и стерилизация. Помогают неравнодушные люди».
Чтобы как можно меньше животных оказывалось на улице, Екатерина помогает стерилизовать и хозяйских кошек, например, договаривается с бабушками, у которых порой в доме из-за неконтролируемой рождаемости живет по 30 – 40 кошек. Любимиц привозят им назад, остальных стараются пристраивать.
Наш теремок переполнен
Несколько жительниц Краснобаковского района несколько лет назад организовали своими не кафе, а целый дом передержки животных «Зося». Сейчас в доме около 50 кошек и около 100 собак в вольерах.
Дом передержки волонтёры обустроили в деревенском домике, который им предоставил собственник. Он находится неподалеку от райцентра в деревне Богатыриха, в которой уже никто не живет.
«Ремонт сделали своими силами, с помощью жителей, а в конце прошлого года администрация помогла нам сделать скважину, теперь в доме есть вода, на которой варим животным еду, — рассказывает активистка Валентина Гончарова. — Жители очень помогают – организации собирают корма, наполнители, школьники приезжают. Мы животных вакцинируем, стерилизуем, лечим, кого-то пристраиваем. Беда в том, что постоянно поступают новые – хозяева умерли, на улицу выбросили. Даже породистых на мусорках находим. Несут нам кошек и щенков из трех районов — нашего, Воскресенского, Варнавинского. Звонят, просят забрать родившихся от домашней кошки котят. Но наш теремок и так переполнен, нельзя быть такими безответственными!»
Кстати, у каждой из организаторов дома передержки дома тоже живет от 14 до 24 кошек и по шесть-семь собак. Женщины мечтают о создании муниципального приюта.