Название Краснооктябрьский у района с центром в селе Уразовка появилось благодаря революции. В 20-е годы ХХ века создавались национальные районы, которые, впрочем, названия свои получали в духе советской власти. Так появился Кзыл – Октябрьский: единственный в Нижегородской области, где основное население – татары.
– Сегодня татар в районе проживает около 70 процентов, остальные – русские, мордва, чуваши… У нас, можно сказать, интернационал, – улыбается глава района Халит Сулейманов. – Никто из нас не пытается каким-то образом нивелировать свою национальность, но при этом все с уважением относятся друг к другу. Конечно, много у нас и межнациональных браков – это естественный процесс. Численность населения Краснооктябрьского района – более 10 тысяч человек. Многие жители заняты в сельском хозяйстве, выращивают зерно, скот, делают знаменитую колбасу казы.
– Мы как-то подсчитали: в год на казы у нас уходит более 1,5 тысячи лошадей, – говорит Халит Сулейманов. – Фактически мы своей конской колбасой кормим всю Россию. Вообще Краснооктябрьский – это не только сельскохозяйственный, но и фермерский район. Связано это и с историческими событиями, и с менталитетом жителей.
– Многие крепкие, надёжные колхозы не выжили в эпоху 90-х годов, – рассказывает Халит Мухаммятович. – Помните времена младореформаторов, когда всем казалось: вот мы уберём старых председателей колхозов – и заживем. Убрали. Ну и что?
Колхозы пришли в запустение. К сожалению, и сегодня правила экономической игры таковы, что невыгодно заниматься реальным товарным производством, в лучшем случае это малорентабельно.
Большинство из них уже не восстановилось. Были попытки инвестировать извне, но они встречали глухое неодобрение
местных жителей.
– Это такой менталитет: чужаков здесь не принимают, – объясняет Халит Сулейманов. – Можно сколько угодно объяснять
жителям: «Смотрите, человек готов вкладывать деньги, развивать производство!»
Мне скажут: «Нет, Халит, мы лучше сами». И сделают самостоятельно! Поэтому большинство инвестиций в районе – это деятельность самих жителей.
Краснооктябрьцы не склонны к тому, что-бы объединяться в крупные колхозы, а вот небольшие фермерские хозяйства на одну-две семьи здесь процветают. К примеру, в районе есть село Карга. В нём практически все жители занимаются мясным животноводством. В каждой семье по 10-20 голов скота, выращивают как для себя, а мясо везут продавать… в Москву, конечно. Нижегородский рынок не готов к тем объёмам, что с лёгкостью поглощает Москва.
Так же действуют в селе Маресево. Только если в селе Карга специализируются на говядине, то жители русского села разводят свиней – и тоже отправляют мясо в Москву на продажу.
– Мы признательны руководству области за грантовую поддержку молодых фермеров, – говорит Халит Сулейманов, – она помогает нашему району развиваться. Да, нам бы очень хотелось поднять животноводство до такого высокого уровня, на котором сейчас находится растениеводство района: в этом сегменте мы в лидерах. Несколько раз уже получали штандарт губернатора.
Кстати, несмотря на то, что в районе активно развивается фермерство, сбрасывать со счетов колхозы всё-таки нельзя.
Здесь хорошо работают Чембелеевский, Чернушинский колхозы и ряд других. Словом, развиваются все формы работы – каждая именно там, где она наиболее актуальна. В зоне особо пристального внимания главы района – газификация. Конечно, протяжённость газовых труб в Краснооктябрьском из года в год растёт, но всё-таки ставить финальную точку в этом вопросе пока рано. Газ району нужен, и стоимость этого газа не всегда соотносится с доходами жителей.
– Я работаю главой района с 2010 года, – говорит Халит Сулейманов. – С тех пор мы газифицировали 10 населённых пунктов. Сейчас готовим документацию ещё на три. Конечно, это дорого. Ну, а что делать? Без газа жить сложно. Более того, нам ещё водопровод надо везде провести. До сих пор два населённых пункта без централизованного водоснабжения
– Чембелей и Салганы. Надо исправлять ситуацию!