Понятие «семейный бизнес» хотят закрепить в российском законодательстве. В Москве впервые прошёл первый форум семейных предпринимателей «Успешная семья – успешная Россия!». В нём приняли участие бизнесмены из 85 регионов страны.
Профессор кафедры нанотехнологии и биотехнологии Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, доктор технических наук Илья ВОРОТЫНЦЕВ стал одним из участников форума от Нижегородской области. Он не понаслышке знает, что такое семейный бизнес. Его отец Владимир Михайлович является соучредителем компании, которая в 90-е годы занималась инновационными технологиями по разработке высокочистых газов для опто- и микроэлектроники.
Какие проблемы обсуждались на форуме и каковы перспективы развития семейного бизнеса в России, Илья Воротынцев рассказал “Нижегородской правде”.
Семейная компания
– Илья, расскажите, какое отношение профессор из политеха имеет к институту семейного бизнеса?
– Я в первую очередь, конечно, известен как учёный, но наша семья также занимается бизнесом. Мой отец Владимир Михайлович Воротынцев (заведующий кафедрой НГТУ) является соучредителем компании, которая в 90-е занималась инновационными технологиями по разработке высокочистых газов для опто- и микроэлектроники. Я и мой брат тоже работали в этой компании некоторое время.
Компания по просьбе нобелевского лауреата Жореса Алферова разработала технологию по производству высокочистого аммиака, необходимого для производства светодиодов. В результате испытаний мы получили аммиак чище, чем у американцев. И, кстати, эти технологии работают до сих пор, и компания выпускает высокочистый аммиак и другие газы.
В период расцвета компании мы каждый год создавали новый продукт, новую технологию. Всё делалось за счёт своих средств – часть того, что мы зарабатывали, инвестировали в новые разработки.
– Какие темы обсуждались на форуме?
– Это был первый форум, посвящённый семейному бизнесу. В России испокон веков существовал семейный бизнес, однако вся история подобного института прекратилась после революции по понятным причинам. Сейчас, когда семья является мощным институтом, существуют программы поддержки семейных ценностей, промышленники вышли с предложением выделить семейный бизнес в отдельную категорию.
В настоящее время в России семейный бизнес ассоциируется с кустарным производством. Если сравнивать с зарубежным опытом, отечественные предприятия, в которых учредителями являются родственники, сталкиваются с массой сложностей юридического и финансового характера. Поэтому на форуме затронули такую важную и перспективную тему, как семейный патент.
На финальном пленарном заседании было панельное обсуждение, где присутствовали президент ТПП РФ Сергей Катырин, генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман, а также министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, министр экономического развития Максим Орешкин. Представители власти совместно с предпринимателями обсудили возможность введения в законодательство такой дефиниции, как семейный бизнес.
Министры выразили одобрение, и теперь ТПП выйдет с предложением внести соответствующие изменения в законодательство.
– Какие преимущества будут у семейного патента?
– Семейный патент предполагает упрощение работы предпринимателей, находящихся в родственных отношениях. Патент должен приобретаться единоразово, после чего компания, относящаяся к семейному бизнесу, будет освобождена от традиционных вещей, связанных с налогообложением и ежемесячным начислением заработной платы.
Ещё один плюс семейного патента, как отметили на форуме, заключается в том, что данная схема позволит выйти из тени многим самозанятым семейным кланам и начать вести легальный семейный бизнес, который передаётся из поколения в поколение.
Хорошие традиции
– Пока в России только начали говорить о таком понятии, как семейный бизнес, за границей успешно существуют компании с многовековой историей. Насколько их опыт может быть применим у нас в стране?
– На форуме нам рассказали об одной японской компании, производящей оборудование, которая существует уже не одно столетие. В Германии, например, большая часть предприятий малого и среднего бизнеса управляются семьёй, все работники компании так или иначе являются непосредственными родственниками.
И потом, повторюсь, в России, особенно в Нижегородской области, компании как делали ложки сто лет назад, так и продолжают их делать. Традиции – это, безусловно, хорошо! Но семейный бизнес всё же должен развиваться, становиться инновационным и соответствовать требованиям цифровой экономики. О ней, кстати, много говорили на форуме.
– Семейный бизнес, наверное, должен объединять несколько поколений?
– В экономике ведь горизонт планирования связан со стоимостью денег в государстве, но если в России этот горизонт не более 5 лет, то в Европе или той же Японии – это 20 и более лет. Поэтому у них семейные компании и живут не по одной сотне лет, хотя, справедливости ради надо отметить, семейные компании в мировой практике – это 3 и более поколений.
Кстати, на форуме федеральные министры вручили памятные подарки именно такой компании, в которой работают три поколения. Вопрос преемственности действительно очень важный и сложный, потому как часто дети не хотят продолжать дело своей семьи. Как мы понимаем, дело тут не только в экономике. Это многофакторная история – начиная от государственной политики до семейной психологии. Поэтому это очень интересная сфера деятельности, куда мы тоже хотим внести свой посильный вклад.