Кто отправляет составы
Каждый раз, приезжая в Арзамас, отмечаю, как меняется, преображаясь на глазах, этот третий по величине и промышленному потенциалу научный и образовательный центр губернии с более чем 100-тысячным населением. Только за последний год было сделано так много, что диву даешься. Кажется: какие-то неведомые силы придали внезапный импульс арзамасской жизни. Хотя на самом деле все объясняется просто: все усилия местной власти подчинены главной стратегической цели – превращению города в территорию благополучного и комфортного проживания людей.КУМы на связи –Не погрешу против истины, если скажу, что у отдельных наших жителей глубоко прижилась психология потребления и небрежного отношения к общему имуществу, будь то дом, двор или город в целом,?– говорит глава муниципального образования Михаил Бузин.– И потому менять сознание людей, ломать стереотипы, прививать людям чувство собственника мы начали с жилищно-коммунальной сферы. Решив еще в 2010 году разобраться в ситуации, являющейся постоянным источником социального напряжения, вместе с нынешним главой администрации Николаем Живовым проанализировали жалобы жильцов на управляющие компании и провели в КУМах примерно 42 совместные встречи. – А что за КУМы такие? – Это существующие у нас 14 комитетов управления микрорайонов – своеобразное связующее звено между городской администрацией и жителями, где председатели выполняют функции своеобразных микромэров. Именно при их содействии нам и удалось собрать лицом к лицу специалистов домоуправляющих компаний, домкомов и наиболее недовольных граждан. Итогом встреч стал вывод о необходимости повышения профессионализма и стрессоустойчивости диспетчеров ДУКов, от такта и доброжелательности которых зависит, чем закончится общение с негативно настроенными жильцами. Пять подобных собраний и показ их по телевидению позволил остальным управляющим компаниям провести работу над ошибками и учебу персонала. В итоге вал жалоб с 5 – 10 каждодневных упал до 3 – 4 еженедельных.Разрубить гордиев узел Однако для того чтобы разрешить жилищно-коммунальные проблемы, завязанные в крепкий гордиев узел, власть взялась и за их экономическую составляющую. – В чем ключевая проблема ЖКХ? – продолжает Бузин.– В завышенных ожиданиях с одной стороны и в отсутствии эффективного управления средствами плательщиков – с другой. Необходимо поменять сознание владельца недвижимости, навести порядок в понятиях «общее» и «мое» (батарея – моя, стояк – общий), а также правильно развести финансовые потоки. Ведь управляющая компания – это лишь промежуточная станция, мимо которой без остановок должны проезжать все «вагоны» с чужими деньгами, за исключением «пары килограммов», которые она заработала в виде процентов. И здесь возникла идея создать при каждом многоквартирном доме некую группу из председателя КУМа, директора ДУКа и домкома, в обязанности которых входили бы разработка бизнес-плана и контроль за его выполнением. А жильцам необходимо было определить, какие виды ремонтных работ первоочередные на основании информации об общем годовом сборе и сметной стоимости ремонта. И вот тут у многих приходило понимание того, что, вложив три копейки, не получить товаров на три рубля. Люди начали выбирать: растянуть ремонт на годы либо сегодня собрать и сделать побольше. Так, при финансовом участии жильцов в домах стали появляться новые крыши и исчезать текущие трубы, преображались подъезды, а во дворах вырастали детские площадки. Но главное – такое участие жителей в устройстве дома и двора породило ответственность за место, в котором ты живешь.Контроль снизу Но прежде чем стали осязаемы эти позитивные сдвиги, пришлось всем немало потрудиться. Где-то взаимопонимание между жителями и ДУКом достигалось сразу, а где-то рождалось в спорах. В одних случаях активность проявляли домкомы или домовые комитеты, в других приходилось тормошить собственников. Ведь весь контроль за ремонтными работами лег на плечи жителей, без подписи которых на акте оплата не проводилась. Об этом времени городскому главе напоминают сотни протоколов. – Не все было гладко,– вспоминает Михаил Михайлович.– Условия, дома и люди были разные, но их объединяло одно с властью желание – навести порядок в каждом доме, на каждой улице, в каждом микрорайоне города. Чтобы домкомам легче было выполнять свои функции, организовали их учебу. Выпустили буклет, где содержались ответы на часто задаваемые вопросы, разъяснялись права и обязанности всех сторон, и были указаны адреса для обращений в той или иной ситуации. А главное – мы побудили людей вместе с властью решать серьезные задачи улучшения жилого пространства. К городской администрации примкнули единомышленники – единороссы, активные и инициативные жители. Начни с себя Так в целом и образовалась команда, способная вместе решать насущные проблемы родного города. Их, к слову, достаточно в любом населенном пункте, и их разрешению посвящена программа «Чистый город», внедряемая с первыми шагами Михаила Бузина на посту мэра: – Начали с малого – закрепили за школами территории вдоль главных дорог. Для благоустройства. Затем расширили и углубили программу, подключив все городские структуры. Программа включает множество культурных, просветительских, спортивных и молодежных мероприятий, посвященных теме наведения порядка и благоустройства. Суть в том, чтобы каждый из нас не был равнодушным, чтобы каждый хотя бы не мусорил сам и приучал не мусорить других. Зачастую донести фантик до урны гораздо тяжелее, чем пианино на пятый этаж. Но попробовать стоит! Немалую лепту в реализацию программы внес общественный контроль. Активные и инициативные горожане отслеживали вывоз мусора, выявляли нарушения правил благоустройства и примеры неудовлетворительного санитарного состояния дворов. Продвинутая молодежь с помощью видеорегистраторов и камер фиксировала нерадивых горожан, несанкционированные свалки, неопрятные дворы, сбитые мусорные баки… Информация размещалась на сайте, а потом подключались надзорные органы и принимали к нарушителям меры административного воздействия в виде наложения штрафов в соответствии с действующим законодательством.Программе только год, а рассчитана она на десятилетия. И только по прошествии времени можно говорить о ее результативности, уверен арзамасский мэр Михаил Бузин. – Если мы хотим что-то изменить к лучшему, давайте прежде всего наведем порядок,– считает он.– Везде. В том числе в своем доме, подъезде. Заменим перегоревшую лампочку, отремонтируем и покрасим скамейку во дворе дома, уберем мусор. Поменяем отношение друг к другу. В конце концов, начнем слушать и слышать друг друга. И перемены не заставят себя долго ждать.Общая площадь жилищного фонда города Арзамаса по состоянию на 1 января 2014 года составляет 2524,2 тысячи квадратных метров, в том числе по 1109 многоквартирным домам – 1888,5 тысячи.Личный взгляд Сергей РЫБАКОВ, заместитель председателя Арзамасской городской Думы и секретарь Арзамасского городского отделения партии «Единая Россия»:- Особенность нашего отделения: широкая сеть активных горожан из 22 первичных организаций и достаточно хорошо выстроенные рабочие и партнерские отношения с администрацией позволили консолидировать разрозненные группы людей в целях решения коммунальных проблем как отдельного многоквартирного дома, так и города в целом. Начав с выявления существующих проблем в этой сфере, еще три года назад мы подтвердили гипотезу о завышенных бюджетных ожиданиях наших горожан. А осознав масштаб проблемы, поняли, что диалог между жителями и управляющими компаниями возможен, только когда обе стороны начинают разговаривать на одном языке. Так родилась идея повышения профессионализма, в первую очередь домкомов, у которых помимо мотивации отсутствуют необходимые им юридические и экономические знания. Наша инициатива нашла поддержку гордумы и воплотилась в ряд семинаров, на которых присутствовали от 8 до 30 домкомов. Вслед за этим мы совместно с городской администрацией разработали буклет по схеме взаимодействия в жилищно-коммунальной сфере. Работа на этом не закончилась, ведь процесс превращения Арзамаса в территорию благополучного и комфортного проживания людей довольно сложный, но мы на верном пути.