«Кукушка» и «ботник»: У Керженского заповедника появились новые экспозиции
У современного человека есть возможность передвигаться на разных видах транспорта. Раньше все было иначе, и в памяти многих жителей п. Рустай, граничащего с Керженским заповедником, еще живы воспоминания о маленьких паровозиках-«кукушках» и мотодрезинах-«пионерках», передвигающихся по узкоколейной железной дороге, а также о лодках-ботниках на Керженце. Чтобы молодое поколение не забывало историю, этим летом около экоцентра заповедника были установлены стенды «Рустайская «кукушка» и «Керженский ботник».
Керженский ботник
Ботник – лодка, выдолбленная из осины и разведенная на огне, легкая в управлении, ходкая и маневренная. Ботники были широко распространены в Нижегородском Заволжье. Легкие лодки использовали рыбаки и охотники. На ботниках переправлялись через реки за грибами и ягодами, доставляли товары.
Сейчас мастеров, умеющих делать ботники, почти не осталось. Один из немногих – Михаил Сергеевич Напылов, живет в д. Аристово Семеновского района.
Осину для ботника выбирают зимой, до начала сокодвижения. При ударе по стволу дерево должно «петь» (значит, не гнилое). Изготовление ботника начинают в лесу. С помощью топора стволу придают нужную форму. Делают разметку смоленой веревкой и специальным теслом выдалбливают сердцевину. Затем ствол строгают вручную до гладкости и рисуют на нем будущую «фигуру» ботника. По расчерченным линиям вырубают изгиб бортов. В наружных бортах ручной дрелью на равном расстоянии сверлят дырочки и забивают «сторожки» из палочек (они определяют толщину бортов). Завершают выдалбливание лодки ориентируясь на «сторожки», аккуратно скобелем остругивают, выглаживают начисто.
Будущие ботники зарывают в снег возле водоема и оставляют до весны. Вымоченные лодки нагревают над костром. Влажное дерево при этом делается податливым и начинает раскрываться. Готовые ботники своим ходом по воде доставляются к месту назначения. Лодки смолят и оставляют сушиться на солнце. При бережном уходе и ежегодном смолении они могут прослужить 15 лет и более.
Рустайская «кукушка»
До 2003 г. территорию заповедника пересекала узкоколейная железная дорога (УЖД) Ситники – Рустай – Кузьмияр, построенная в середине ХХ века для транспортировки торфа, леса, а также пассажирского сообщения. Поезда, которые ходили по УЖД, в народе называли «кукушками».
В конце 1980‑х добраться до Рустая на поезде можно было 2 раза в день: днем на почтовом, а вечером на пассажирском. Поезда с виду были одинаковые: локомотив и два пассажирских вагона. В пути на ст. Керженец‑1 к дневному поезду присоединяли почтовый вагон, потому состав так и назывался. Почтовый шел от Ситников путь в 60 км до п. Рустай, а пассажирский шел дальше более чем на 40 км – до п. Кузьмияр.
В начале 1990‑х УЖД стала быстро приходить в упадок, т.к. прекратилась вывозка леса. Пассажирские поезда стали ходить не каждый день. Закрывались и разрушались станционные здания.
Регулярное пассажирское движение существовало до 1995 года. В 1996 г. оно нарушается, а к 1999 г. была разобрана значительная часть путей. В 2001 г. было принято решение о полной разборке УЖД.
При подготовке стендов были использованы фотографии, предоставленные жителями и гостями п. Рустай. Благодарим за эти снимки Шашкову Г.В., семьи Кононковых и Стрелковых. Новая фотозона позволяет запечатлеть себя в ботнике на фоне Керженца и подержать в руках «историческое» весло, подаренное Кораблевым О.Л.