Site icon Нижегородская правда

Ленин с утюгом и самоваром

Фото Юрия ПРАВДИНА

В Нижнем Новгороде появился необычный музей. В гараже. Фёдор ВОДОПЬЯНОВ специально купил его и отремонтировал, чтобы разместить вещи, которые собирал много лет. Это же история — и катушечный магнитофон, и счёты, не говоря уже о патефоне. Как положено в гараже, будет и машина – 1953 года выпуска. Тоже с историей. Причём удивительной.

Машина времени

Увидев, как «Победа» заезжает на станцию техосмотра, Фёдор Водопьянов, работник этой самой станции, замер. Наконец решился, подошёл к пожилому водителю:

- Не продадите ли вы мне этот автомобиль?

- Ну, — замялся владелец «Победы», — не знаю… С женой поговорю.

«Не знаю» это не отказ, есть надежда! Через пару дней позвонил хозяину раритета и услышал:

- Нет, жена продавать машину не согласна. Мы на ней на дачу ездим.

Расстроился Фёдор Михайлович сильно. Но через некоторое время раздался звонок. Владелец «Победы» начал издалека: как дорога ему эта машина…

- Согласен обменять на «семёрку», — заключил пенсионер.

Водопьянов был на всё согласен. И вот уже как новый владелец приехал в Госавтоинспекцию ставить «Победу» на учёт. Прежний хозяин с женой отправились с ним.

- Вопрос решил, выхожу, — рассказывает наш герой, — и вижу такую картину: мои спутники стоят возле машины, Анатолий Лазаревич протирает одну фару, а его жена другую, и оба плачут… Вот как, бывает, к вещам прирастаешь. Хотя автомобиль – это, конечно, нечто большее.

«Победа» — настоящий раритет. По словам Фёдора Михайловича, 99 процентов деталей у неё – родные. Теперь «машина времени» займёт центральное место в музее-гараже.

Всё равно выбрасывать

«Победу» наш герой приобрёл шесть лет назад, интерес же к старинным вещам появился у него гораздо раньше.

- Как-то был у тёщи, она собралась переезжать, показала, что пойдёт на выброс, — рассказывает Водопьянов. – Смотрю – из лыка плетёные короба, лапти, деревянная люлька, которой лет сто, прялка. Говорю: забираю! Ведь это же прикосновение к тому, что ушло безвозвратно.

Тогда у нашего героя уже имелось несколько швейных машин прежних времён и коллекция пожелтевших книг. К книгам у Водопьянова страсть с детства. Говорит, когда учился, в библиотеке своей школы в Спасском районе всё перечитал, вплоть до технической литературы.

Узнав, что он собирает вещи прежних лет, знакомые, соседи стали активно наполнять будущую экспозицию, деликатно не произнося «а то всё равно выбрасывать».

- По отдельности эти вещи может и кажутся хламом, но когда они вот так представлены на полках, по темам, получается интересно, — объясняет Фёдор Михайлович.

Здесь эволюция утюгов, самоваров, чемоданов, телефонов, фотоаппаратов, приёмников, разнокалиберные счёты, часы, коробки с киноплёнкой, открытки…

- Посмотрите на этот уровень, — показывает хозяин экспонат из отдела инструментов. – 1936 год! А это пианино? Моя мечта! В Интернете нашёл предложение: инструмент 1910 года выпуска хозяева срочно продавали за 1000 рублей. И вот оно. Даже настроено! Когда вещь живая, в рабочем состоянии, – это лучше. Я и патефон починю.

Отдельная тема в музее – советская символика. Бюст Ленина, плакаты, знамя, вымпелы – на видном месте прямо напротив входа.

Народный музей

Фёдор Михайлович рассказывает, что в ближайшее время у двери сделает вывеску «Народный музей».

- Я хочу, чтобы внуки знали, как мы жили, — объясняет энтузиаст. – Чтобы могли посмотреть на предметы, которые уже ушли из нашей жизни, и даже не всегда понятно, особенно нынешним детям, для чего они могли служить. Первую экскурсию проведу для класса, где учится мой внук Серёжа. С учительницей договорились.

А вот для посетителей постарше многие из этих предметов – не информация, а живые воспоминания.

- О, у меня такой же приёмник был! Это же 1960‑е годы, я в институте учился! – воскликнет один гость.

- А у нас вот такие же пластинки были с Ротару и Анной Герман! – встрепенётся другой.

С этими же вещами столько связано…

Exit mobile version