Люди, которые ищут людей: ПСО «Волонтер» подвел итоги 2025 года
Одними из первых, кто отправляется по следу пропавшего человека, становятся волонтёры
Когда человек оказывается один на один с природой, заблудившись в лесу, каждый неверный шаг может отдалять его от спасения. Но даже город не безопасен для тех, кто дезориентирован и не знает, куда идти. Зимой, особенно в морозы, счёт идёт на минуты, поэтому медлить с поисками нельзя. Одними из первых, кто отправляется по следу пропавшего человека, становятся волонтёры.
Мы решили узнать, как прошёл для добровольцев нижегородского поисково‑спасательного отряда «Волонтёр» 2025 год. О результатах их непростой, но такой нужной работы — в цифрах.
1565 заявок на поиск получил ПСО «Волонтёр» в прошлом году. Примерно треть от общего числа пропавших — это дети и подростки. 1357 человек были найдены живыми. Залогом успешного поиска всегда является оперативность. Чем быстрее были опрошены свидетели, чем быстрее нашлись записи с камер видеонаблюдения, тем проще выйти на след. Это критически важно, когда речь идёт о детях и жителях сельских территорий.
Председатель совета ПСО «Волонтёр» Сергей Шухрин объясняет это на примере:
— Возьмём ситуацию, когда человек, который нуждается в медицинской помощи, ушёл в неизвестном направлении и, предположительно, заблудился в лесу. Принято считать, что его скорость в условиях леса — примерно 2 километра в час. Это значит, что в момент начала поисков у нас есть зона в 16 квадратных километров, которую важно обойти, но площадь будет увеличиваться с каждым часом. Чем быстрее кто‑то увидел пропажу человека — например, оставленные вещи или открытую дверь, — тем больше шансов, что поиски закончатся успешно и не растянутся на несколько дней.
Более 200 выездов за зиму совершает «Морозный патруль». Небольшие группы волонтёров (зачастую от двух человек) помогают людям, которые оказались в сложной ситуации в ночное время. Чаще всего это те, кто опоздал на автобус или столкнулся с поломкой собственного авто, но на пути могут встречаться и потерявшиеся дети. Стать частью «Морозного патруля» может любой желающий — на авто или даже пешком. По словам Сергея Шухрина, спасти чью‑то жизнь может простая внимательность. Если человек на улице одет не по погоде и чувствует себя плохо, сидит в странной позе или даже лежит — скорее всего, ему требуется помощь.

8 программ обучения по поисковым направлениям работают у ПСО «Волонтёр» на данный момент. Пройти их могут добровольцы поисковых отрядов. В рамках обучения добровольцы могут освоить работу информационного координатора, кинолога, старшего поисковой группы, обучиться профилактике пропаж и многому другому.
590 звонков поступило на горячую линию отряда в прошлом году — это как заявки на поиск людей, так и сообщения свидетелей, которые очень часто помогают в поисках. Больше всего вызовов приходится на сентябрь, и это объяснимо: дети отправляются в школу, а люди старшего возраста ходят в лес. Суммарная продолжительность разговоров превышает 15 часов. Услуги связи ПСО «Волонтёр» с 2016 года предоставляет Т2. Несколько лет назад мобильный оператор трансформировал телефонную линию в многоканальную, соединив её с корпоративной АТС, и теперь записи звонков хранятся в облаке. Круглосуточно на линии дежурят добровольцы, которые принимают звонки и составляют заявки на поиск. При необходимости АТС оператора Т2 позволяет переадресовать звонки на любого абонента за пару кликов в личном кабинете.
Более 10 000 заявок на вступление в поисковый отряд «Волонтёр» было подано за всё время его существования. Кто‑то буквально живёт в штабе и выходит на поиски регулярно, другие помогают по мере возможностей, и не только на выезде. Работа отряда невозможна без тех, кто занимается распечаткой ориентировок, прозвоном, осмотром видео с регистраторов и многим другим.
По оценкам Сергея Шухрина, сейчас в ПСО «Волонтёр» около 1000 активных участников, которые так или иначе задействованы в поисках людей.
30 филиалов ПСО «Волонтёр» работают в Нижегородской области. Свои отряды есть в Балахне, Лукоянове, Кстове, Городце, Перевозе, Дзержинске и в других городах. Сеть филиалов позволяет начинать поиски как можно быстрее, особенно если речь идёт об отдалённых деревнях и сёлах. Где‑то отряды совсем небольшие, но даже активное участие маленькой группы волонтёров даёт людям шанс найти дорогу домой.