Мадам Клико и Лев Голицын
Какой же Новый год без шампанского! Пузырьки, летящие вверх в бокале искрометного вина, подобны нашим сокровенным желаниям, готовым подняться из глубин души и раскрыться с последним ударом курантов.
Шампанское — это вино, получаемое в процессе вторичного брожения и естественного насыщения углекислотой. Его родина — французская провинция Шампань. По преданию, в XVII веке секрет игристого открыл бенедиктинский монах Пьер Периньон. Случайно он обнаружил в подвалах своего аббатства бутылку с забродившим вином, которое при встряхивании зашипело и вышибло пробку из горлышка. Бенедиктинец положил немало труда, чтобы создать настоящее шампанское. Со временем для игристого была изобретена особая бутылка толстого темно-зеленого стекла и корковая пробка с уздечкой.
Началось триумфальное шествие шампанского по миру. В XVIII веке оно проникло в Россию. А в эпоху наполеоновских войн стало и вовсе излюбленным напитком, а имя Николь Клико — крупнейшего поставщика того времени — весьма популярным в кругах русской знати. Иного шампанского, кроме французского, наши предки не знали. Да его, вероятно, и не существовало. Правда, шипучее вино уже в XVII веке выделывалось на Дону, в станице Цимлянской, и, говорят, его любили атаман Платов и Кутузов. Но факт, что цимлянское не шампанское. Монополия французского игристого оставалась незыблемой. Так было до тех пор, пока секретами его производства не заинтересовался русский князь Лев Голицын. В Крыму он стал выращивать виноград, не уступающий по своим свойствам плодам солнечной Шампани. Со временем глубокое проникновение в секреты выделки благородного напитка поставило продукцию голицынских подвалов в один ряд с изделиями лучших французских виноделов.
Лев Сергеевич Голицын родился в 1845 году в русской Польше, его мать была из старинного рода графов Езерских, но трех своих сыновей воспитала в православии. Уже в детстве Лёва знал несколько иностранных языков. А в дальнейшем получил блестящее образование, окончив Сорбонну и Императорский Московский университет. Подолгу Голицын жил в наших краях, в Муромском уезде, где на берегу Оки владел родовым имением. В Крыму Лев Сергеевич приобрел еще одно — Новый Свет (половина имения принадлежала возлюбленной Надежде Засецкой, другая — ее брату). Там-то и обуяла его страсть к виноделию.
В 1891 году император Александр III предложил князю пост главного винодела в имениях Удельного ведомства Крыма и Кавказа. Под руководством Голицына были созданы знаменитые подвалы Массандры, где и поныне производятся великолепные портвейн, мадера и херес. Но была у мастера заветная мечта — создать русское шампанское.
Попрощавшись с Массандрой, Голицын возвращается в Новый Свет и берется за дело. Целеустремленность, упорный труд, интуиция, талант делают невозможное. Князь уверен, что русское шампанское ни в чем не уступает иноземному. В 1900 году он везет образцы своего игристого во Францию, на конкурс вин.
Поначалу Лев Сергеевич идет на хитрость и выдает свое изделие за французское. И получает максимальную оценку! Но скоро обман открывается. Эксперты в шоке. Тем не менее новосветское шампанское получает наивысшую награду — кубок Гран-при. В 1912 году свои знаменитые подвалы Голицын преподносит в дар государству, они переходят в Главное управление удельными имениями.
В 1915 году великий винодел скончался. Но дело его продолжалось.
Не лаптем брют хлебали
В 1936 году вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о строительстве новых заводов шампанских вин. Историки утверждают, что инициатива принадлежала самому Сталину. Вождь страны считал, что шампанское, превратившись в общедоступный напиток, станет для советских граждан символом радости.
Но вот беда, после революции промышленность, в том числе и винодельческая, переживала не лучшие времена. Даже знаменитые подвалы Нового Света в Крыму, где еще недавно князь Лев Голицын выпускал шампанское лучше французского, подверглись разорению.
После отмены в 1924 году сухого закона вспомнили о былом. Четыре года спустя под эгидой Госсовнархоза была создана марка «Советское шампанское». В основу его выделки был положен метод химика Антона Фролова-Багреева. Суть его заключалась в ускоренной шампанизации в резервуаре, тогда как классическая французская технология предусмативает вторичное брожение и насыщение газом в самой бутылке.
Резервуарная методика уступала в качестве, но выигрывала во времени и себестоимости. Шампанизация по Фролову-Багрееву занимала не 15 месяцев, а 25 дней. Кстати, в 1942 году ученый получил за нее Сталинскую премию.
А скоро появились и заводы шампанских вин. Первой ласточкой стало профильное предприятие в Ростове-на-Дону. В 1937 году Донской завод шампанских вин произвел первую бутылку советского игристого. Затем последовали другие новостройки, одной из крупнейших стал Горьковский завод, выпустивший в 1940 году первые 350 тысяч бутылок шипучего вина. После войны советское шампанское продолжало завоевывать страну и мир. Выпускались сорта брют, сухое, полусухое, полусладкое, сладкое. При Сталине построили завод с классический французской технологией — в гипсовых штольнях Донбасса.
А в 1969 году была зарегистрирована международная товарная марка «Советское игристое» (Soviet Sparking), под ней наше шампанское шло на экспорт. Стоила бутылка шампанского емкостью 0,8 литра 4 рубля 17 копеек. Она превратилась в обязательный атрибут новогоднего застолья.
Станислав Смирнов