Пока юные посетители цирка смеялись над шутками Мая, их родители, а то и бабушки с дедушками, с изумлением узнавали в нём клоуна, который радовал их в детстве! «Неужели это он? Он, я узнала его! Точно он – я видел его в Сочинском цирке, когда был совсем маленьким!»
Дебют в три года
И это действительно он – Евгений Майхровский, известный в цирковых кругах под именем клоуна Мая. Более 50 лет он гастролирует по всему миру и, наверное, известен всем любителям цирка. О том, в чём секрет его творческого долголетия – а Евгению Бернардовичу пошёл уже девятый десяток, народный артист РСФСР рассказал «НП».
– Главный мой секрет – школа. Я всегда перед работой репетирую, а когда выхожу на манеж, сам получаю от этого удовольствие. Как сейчас любят говорить, кайф ловлю. Вернее, сначала это удовольствие получают зрители, а потом я. Это очень важно.
Он мечтал стать драматическим артистом, занимался в школьном драмкружке, играл Несчастливцева в «Лесе». После десятого класса пытался поступить во все театральные вузы, но доходил только до третьего тура – педагогам не нравился его голос. В итоге он подал документы в цирковое училище, ведь в цирке он с раннего детства.
– В три года я стоял у мамы на плечах, а она – у папы на плечах. Я читал стишок про собачку Жучку с хвостиком закорючкой! – вспоминает Майхровский.
Он учился сразу на клоуна и акробата, играл на трубе и саксофоне. А перед завершением учёбы один из педагогов посоветовал ему взять в партнёры собаку.
Фили и гуси
"Общаться с собаками я начал в раннем детстве. Пока у меня не было своей, ходил к соседям и выгуливал их псов. А когда училище оканчивал, перед практикой, поехал на знаменитый птичий рынок в Москве. У Карандаша был терьер Клякса, у Олега Попова – шпиц по кличке Ливер, у Вяткина – Манюня, помесь фокстерьера с таксой. Мне же хотелось собаку непохожую на них. И через месяц поисков я увидел беленького с рыжеватыми ушами пёсика. Хозяин просил за него 15 рублей. Тогда проезд в метро стоил 5 копеек. Но я его уговорил продать собаку подешевле. Так и появилась у меня первая собачка – Филя. Потом и все другие тоже были Фили. Живут собаки у меня лет по 15-20. Они удивительно трудолюбивы и в работе обращают внимание на всё. У нас с ними мир и дружба, они словно чувствуют, что я с ними с детства".
И действительно, сегодняшний Филя уверенно встаёт на задние лапки... стоя на голове клоуна, полностью доверяя хозяину. Ещё один партнёр Мая – гусь. Незаметное движение руки, и птица мгновенно погружается в гипнотический сон, радуя этим трюком юных зрителей.
"Всё началось с того, что я делал спектакль "Каштанка"", – рассказывает клоун. – "Там были и хрюшки, и коты, и гусь, и сама Каштанка. А я играл мистера Жоржа. А до этого был "Бумбараш" – спектакль, выпущенный к юбилею советской власти. Я, конечно, был Бумбарашем, и помимо трюков, которые делал в воздухе, скакал на лошади, стрелял, пел сам все песни".
И тут Май затягивает знаменитую песню "Наплевать", а затем и "Буржуй, настал последний бой".
В итоге за "Каштанку" Май получил звание заслуженного, а за "Бумбараша" – народного артиста.
Он – клоун универсальный: работал комиком в воздушном полёте, эксцентриком в группе «Акробаты с бочками», комиком-вольтижёром, даже сыграл шута в знаменитом фильме "Сказка о царе Салтане".
"Это моё самое яркое впечатление – съёмки у режиссёра Александра Птушко по мотивам одноимённой сказки", – признаётся Май. – "В фильме я играл шута, хотя у Пушкина такого персонажа не было. Я рад, что до сих пор этот фильм показывают – это настоящее кино".
Интеллект цирка
Но кинокарьера не соблазнила Мая. После трёх лет армии и солдатского цирка он, параллельно службе закончив ГИТИС, всё равно вернулся в цирк.
"На манеже, как в любой профессии, нужно получить удовольствие и быть нужным людям. Любой зритель – и тот, что был 20-30-40 лет назад, и тот, что приходит в цирк сегодня, любит правду, любит естественность. Любая фальшь им будет разоблачена. Цирки всегда строились около рынков и вокзалов, и зритель в них был самым разным – от академиков до рабочих и от старичков до малышей. Бабушки приходят к нам со своими внуками. И тут главное – их сравнять, говорить на одном языке. В итоге я по возрасту себя вижу где-то посередине! И интеллект совершенно разный у зрителя, поэтому для того, чтобы разговаривать со всеми на равных, клоун должен обладать не только мастерством, но и интеллектом. Я окончил ГИТИС, театроведческий факультет. Я – искусствовед, много читаю и постоянно повышаю уровень знаний. Но основное – это мастерство актёра. У меня мхатовская школа – актёрскому мастерству нас учили педагоги МХАТа. А речевая школа – вахтанговская".
И тут Май с невероятной скоростью начинает говорить скороговорку про "На мели мы лениво налима ловили". Сложно поверить, что его не взяли в театральное из-за невнятной речи!
"Я очень люблю разговаривать с людьми", – замечает артист. – "Со зрителями, журналистами, с людьми в разных странах. Нашу страну я изъездил вдоль и поперёк – от Архангельска до Душанбе, объездил весь мир, исколесил всю Европу, был в Южной Америке, пять раз в Японии. И везде говорил на языке страны, в которой работал: в Японии – на японском, во Франции– на французском, в Испании – на испанском. В Чехии после представления меня даже спросили за кулисами: почему программа русская, а клоун – чех? Потому что я всегда очень серьёзно к выступлениям готовлюсь – около двух часов. Грим, разминка, массажёр, общение с партнёрами и вперёд – шпагатами, как у нас шутят!"