«МАКС» уже не шоу
Без сюрпризов, но с деньгами Делегация Арзамасского приборостроительного завода, которую возглавлял генеральный директор предприятия Олег ЛАВРИЧЕВ, вернулась с десятого Международного авиационно-космического салона «МАКС-2011», завершившегося в подмосковном городе Жуковский в минувшее воскресенье. Место встречи не изменить — По сути, это единственное место, где можно встретиться с заказчиками, разработчиками и поставщиками по кооперации с нашим заводом и решить многие вопросы практической работы и перспективного сотрудничества, — заявил по возвращении Олег Лавричев. «МАКС-2011» стал рекордным по продажам гражданской авиатехники российского производства. Общая сумма сделок приблизилась к 14 миллиардам долларов. К слову, предыдущая выставка принесла 10 миллиардов «зеленых».Деловая часть «МАКСа-2011» завершилась в пятницу. Стоимость большинства сделок официально не называлась, поэтому оценки можно сделать только на основании каталожной стоимости самолетов и мнений экспертов. В небе ждут МС Рекорд по количеству проданных экземпляров показала машина, производство которой начнется только после 2015 года: ближне‑, среднемагистральный лайнер МС-21. Корпорация «Иркут» объявила о заключении договоров на поставку 135 таких машин, включая твердые заказы на 78 самолетов. Среди этих сделок — контракт с «Ростехнологиями» на 50 МС-21 с опционом еще на 35 лайнеров, которые будут переданы в лизинг «Аэрофлоту». Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» подписала соглашение о покупке 28 МС-21 и может приобрести еще 22 машины.Стоимость самолета не называется, но эксперты считают, что она достигает 70 миллионов долларов. Исходя из этого, общий объем контрактов можно оценить примерно в 9,5 миллиарда долларов. Обе сделки не были такой уж новостью. Партнеры просто обновили заключенные ранее соглашения — в частности, были изменены сроки поставок и комплектация самолетов. А количество покупаемых самолетов осталось без изменений. Газпром собрался в полет Компания «Гражданские самолеты Сухого» заключила контракты на поставку в общей сложности 73 самолетов SSJ-100. Так, UTair подписала договор на 24 самолета, «Газпромавиа» — на 10 лайнеров, индонезийская Sky Aviation — на 12 машин. Компания «Газпром комплектация» (центральный поставщик «Газпрома» и его «дочек») приобрела 10 лайнеров, «Авиационные линии Кубани» Олега Дерипаски обзавелись 12 машинами, авиакомпания «Московия» заключила три твердых контракта и может докупить в будущем еще два лайнера. Стоимость одного SSJ-100 оценивается в 32 миллиона долларов. Таким образом, «Гражданским самолетам Сухого» удалось продать авиалайнеров примерно на 2,3 миллиарда долларов. Но сделка с UTair — тоже лишь модернизация заключенного ранее соглашения: вместо пермского «Авиализинга» финансировать сделку будет «ВЭБ-лизинг».Холдинг «Вертолеты России», входящий в корпорацию «Оборонпром», продал на «МАКСе» 79 транспортных вертолетов Ми-171: 40 машин получит UTair и еще 39 — «Газпром авиа». Один такой вертолет стоит примерно 18 миллионов «американских рублей». То есть «МАКС-2011» в общей сложности принес «Вертолетам России» прибыль приблизительно 700 миллионов долларов. Еще не Ле-Бурже, но уже площадка Корпорация «Илюшин Финанс Ко.» закупала не только российскую технику. Подписано соглашение о намерениях приобрести три самолета Bombardier CS100 и семь Bombardier CS300 с канадцами. Еще десять машин можно будет купить в будущем. Каталожная цена CS300 составляет 66 миллионов долларов. Выходит, что общая сумма сделки может достигать 1,3 миллиарда долларов.Сама «Ильюшин Финанс» договорилась с кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion о поставках трех самолетов Ан-158 (удлиненный вариант Ан-148). Компании подписали предконтрактное соглашение. У кубинцев есть еще опцион на три лайнера. Ан-158 стоит примерно 25 миллионов долларов. Значит, общая сумма сделки может доходить до 150 миллионов в американской валюте.Аналитик агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что в этом году сюрпризов на авиасалоне почти не было. О большинстве сделок было известно заранее. Но встреч, переговоров, консультаций было больше, чем когда бы то ни было раньше.«МАКС» всегда был скорее шоу, нежели деловой торговой площадкой. Но сейчас он идет последовательно и неуклонно к тому, чтобы становиться именно местом для заключения договоров. Правда, до западных конкурентов «МАКСу» еще далеко. На прошедшем в этом году французском авиасалоне в Ле-Бурже было заключено сделок на 100 миллиардов долларов, а прошедшая в 2010 году выставка в британском Фарнборо принесла контрактов на 47 миллиардов долларов.