Site icon Нижегородская правда

Март рождает предложение: как женщины стали двигателем мировой экономики

Восьмое марта – любимый праздник представителей торговли и сферы услуг. В салонах красоты плотная запись в преддверии Международного женского дня, кафе принимают шумные компании гостей, а продажи отдельных товаров типа цветов и шоколада вырастают в разы. Впрочем, всё это вполне закономерно. Некоторые эксперты видят в этом мартовском ажиотаже отражение более глобального процесса: женщины всегда были основным двигателем мировой экономики.

 

Навели марафет

Мастер маникюра Лена ещё в конце января строго предупредила:

– Если хочешь маникюр на 8 Марта, записывайся заранее.

Сейчас у Лены жаркая пора. Прекрасная половина человечества хочет принимать поздравления по случаю Международного женского дня при полном параде: маникюр, педикюр, даже если его никто не увидит, новая стрижка, а может, и цвет волос, брови, ресницы…

– Сейчас ажиотаж, я в последние два года беру себе мини-отпуск в начале февраля на недельку, потому что перед 8 Марта работаю до ночи и без выходных – есть реальная возможность хорошо заработать за короткий срок, – говорит мастер по наращиванию ресниц Полина.

В кафе и ресторанах готовятся отмечать корпоративы, в торговых центрах бродят толпы людей в поисках подарков близким и коллегам, а дамы ещё и в поисках наряда. Но, пожалуй, никто не любит 8 Марта так сильно, как цветочные магазины. Именно здесь совсем скоро будет не протолкнуться.

– Готовимся, а как же! – призналась продавец цветочной лавки. – За один день 8 Марта бывает такая выручка, как за неделю не бывает, а то и больше.

По данным «Яндекс. Касса», в прошлом году число покупок, оплаченных на сайтах магазинов цветов, подскочило в этот период на 92%. Продажи билетов в кино, театры, музеи и на концерты, которые также часто преподносят в качестве подарка, выросли на 37,5%, одежды и обуви – на 27%.

Конечно, по масштабам День защитника Отечества со всем этим не сравнится. Хотя стоит ли удивляться: ведь если присмотреться, вся экономика испокон веков крутилась вокруг женских потребностей и желаний.

 

История вопроса

Подтверждение этому не раз находили представители официальной науки. Так, классик немецкой социологии Вернер Зомбарт проследил чёткую взаимосвязь между развитием капитализма и влиянием прекрасной половины человечества.

По мнению Зомбарта, точкой отсчёта для капитализма стало появление в Европе двора в Средние века. Украшением двора были дамы, но уже не только хранительницы домашнего очага – жёны, но и куртизанки, содержанки, фаворитки, которые стали окружать себя роскошью, а мужчины с удовольствием на них тратились. В Европе, особенно во Франции, сложился настоящий культ женщины. Удовлетворить любую её прихоть стало хорошим тоном.

В период Нового времени роскошь с подачи прекрасной половины человечества становится повседневной: ткани, посуда, интерьеры, украшения, даже еда становится изысканной. При этом простые жительницы городов начали подражать дамам высшего света, копируя их наряды и обстановку интерьера.

Производство предметов роскоши требует огромных затрат, что, согласно исследованию Зомбарта, существенно содействовало развитию капиталистической промышленности и торговли. Богатели ремесленники и мануфактурщики – так начал зарождаться новый класс буржуазии. И женщины из этого сословия любили роскошь не меньше аристократок.

Ну а эмансипация, охватившая мир в XIX веке, вывела глобальную экономику на новый виток.

– По-настоящему мировая экономика стала экономикой, которая развивается только тогда, когда в неё из домашнего хозяйства вышла основная масса женщин, – отметил заведующий кафедрой экономической теории и методологии ННГУ, профессор, доктор экономических наук Александр Золотов. – Выяснилось, что многие виды трудовой деятельности, где нужен кропотливый труд, внимание, концентрация, терпеливость, причём в самых передовых отраслях, – не для мужчин, они не справляются. В сфере образования, в том числе высшего, тоже в основном женщины, потому что мало мужчин, способных выдержать работу педагога. Поэтому однозначно, что современная экономика в самых её передовых проявлениях невозможна без женщин, как и современное образование, которое готовит людей, способных жить в современной экономике. И развивать её без женщин также невозможно.

По данным исследований, в 80% случаев именно женщина принимает окончательное решение о покупке

Заработай и потрать

Сегодня женщины остаются основными потребителями товаров с той лишь оговоркой, что слабый пол уже финансово независим. Женщины сами зарабатывают и сами тратят, да ещё и управляют мужчинами в этом вопросе.

В России не важно, кто в семье зарабатывает больше, зарабатывает женщина или нет, всё равно чаще всего банкир – именно она. А всё почему? Да потому что, как считают психологи, любая женщина получает удовольствие от шопинга. При этом не имеет значения, отправляется ли она в продуктовый магазин или за новым платьем – энтузиазм практически сопоставим. Специалисты по рекламе признают, что и рекламные ролики ориентированы преимущественно на женские ценности.

– Несомненно, именно женщина является главным локомотивом развития экономики, – считает социолог Александр Прудник. – Женщины – активные потребители. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на торговые центры и состав покупателей. Именно женщина определяет потребление семьи, а значит, какие товары будут приобретаться. Именно женщина определяет, какие сегменты промышленности, обслуживающие население, будут в первую очередь развиваться: парфюмерия ли, одежда или предметы быта в зависимости от интересов прекрасной половины человечества. Ещё один инструмент, с помощью которого женщины влияют на экономику, – мужчины. Именно давление женщин на мужчин принуждает их проявлять большую активность в сфере экономики, то есть заработать больше денег, чтобы обеспечить потребности женщин. Если этого давления не будет, мужчине самому по себе нужно очень мало. За модой не следят, как и за различными новинками, которые облегчают повседневный быт. Им подавай машину и рыбалку, но рядом стоят жёны, которые заставляют их выходить за пределы повседневных нужд и зарабатывать больше, чем им самим нужно.

Что ж, так и получается, что 8 Марта – это не просто праздник, а день, когда мировая экономика делает очередной маленький шаг в развитии.

Exit mobile version