Можно ли отличить семёновскую матрешку от хохломской, а елецкое кружево от вологодского? Как определить подлинность оренбургского платка? Обо всем этом корреспондент сайта pravda-nn узнала у мастеров, которые представили свои изделия на Ярмарочной площади в рамках ХII Международного фестиваля народных художественных промыслов.
Почему «позеленела» хохлома
От изделий хохломской росписи всегда трудно оторвать взгляд. Среди посуды в золотом, черном и красном цвете внимание привлекает зелёная хохлома.
«Это направление у нас появилось благодаря Людмиле Зыкиной, которая приезжала лет тридцать назад на нашу фабрику на экскурсию, - рассказывает представитель предприятия «Хохломская роспись». – Наши мастера сделали тогда ей в подарок набор в зелёной хохломе с её любимыми ландышами, так с тех пор и пишем зелёную кудрину».
Еще один центр хохломской росписи – село Сёмино Ковернинского района – здесь производят расписные шкатулки.
«Нашему промыслу 30 лет, раньше шкатулки почти не расписывали, и мы заняли эту нишу, – говорит сотрудник предприятия «Промысел» Людмила. – Делаем шкатулки из березы – они получаются очень прочными. А сосну используем для подарочной упаковки».
Приехали на Нижегородскую ярмарку и знаменитые оренбургские пуховые платки.
«Наши платки созданы их пуха особой породы коз, которая выращивается в Оренбуржье, – говорит директор комбината оренбургских пуховых платков Нина Елманова. – Пух этих коз приравнивается к кашемиру. Это очень прочное изделие, которое носится десятилетиями – до 50 лет. К сожалению, встречается много подделок наших платков, особенно из Средней Азии. Но пух азиатских коз совсем другой, недолговечный и не такой теплый. Отличить настоящие оренбургские платки можно по качеству работы: это очень тонкие ажурные изделия, с геометрическим узором в форме ромбов, снежинок, а по периметру он обязательно обрамляется зубчиками».
В одном из домиков радуют глаз изделия с городецкой росписью.
«Городецкая роспись появилась на два века позже хохломской, и в ней присутствует уже не три основных цвета – золотой, красный и чёрный, как в хохломе, а вся палитра красок, – объясняет представитель фабрики «Городецкая роспись» Анастасия Козлова. – Второе отличие от хохломской росписи в том, что в ней присутствует не только цветочная роспись, но и сюжетная – птицы, кони, люди. Видимо, поэтому нашу роспись, в отличие от хохломской, практически не подделывают».
Выбирай матрешку по глазам
Добродушно улыбаются из окошка семёновские матрешки.
«Нас часто путают с хохломой, но хохлома специализируется на посуде, а мы на матрешках, – говорит представитель предприятия «Семеновская матрешка». – У нас историческая фабрика матрешки, которая существует с 1932 года. Особенность наших матрешек – полностью ручная работа, никакой штамповки, поэтому глаза у наших матрешек могут немного отличаться».
Невозможно пройти мимо ярких полхов-майданские игрушек в народном стиле . Представляет их мастер в третьем поколении Александр Бабин, житель села Полхов-Майдан Вознесенского округа. Александр занимается этим промыслом более тридцати лет.
«У нас один художник делает изделие полностью от и до, от его вытачивания из дерева до росписи, – рассказывает мастер. – Контур рисунка сначала выжигался, потом стал делаться пером. Самой первой задачей у наших мастеров в деревне было делать для матрешек «стульчики», низ, где-то его называют вкладышами, мы называем его зугол. У меня и дедушка с бабушкой, и мама – все занимались этим промыслом».
Кружево и чернёное серебро
Заглядываем в домик с елецким кружевом.
«Елецкое кружево отличается от другого знаменитого кружева – вологодского, тем, что оно более тонкое, легкое, используем в основном растительные орнаменты, – рассказывает менеджер фабрики «Елецкие кружева» Светлана. – Плетется оно из разных ниток – это лен, хлопок, шелк. Кружевоплетение возникло в конце 18 века, сейчас ремесло постоянно развивается. У нас выпускается более 10 тысяч наименований, а работает на фабрике около ста человек плюс надомники».
Огромное количество наименований изделий из серебра выпускают в селе Кубачи Дагестана - столовое серебро, украшения с чернью, филигрань, холодное оружие, ножи.
«Это старинный народный промысел, который передавался из поколения в поколение, – рассказывает представитель предприятия. – Мы возродили в нашем селе Кубачи своими силами в 2000 году – сами мастера объединились и стали выпускать серебряные изделия ручной работы. Один делает вручную форму из серебряного листа, другой гравировку, третий чернение и так далее. У нас работает 11 человек, которые выпускают порядка ста наименований».