Site icon Нижегородская правда

Медвежья заслуга

Фото из архива редакции

Вы можете обойти арену на руках? Я тоже нет, а вот медведь из аттракциона дрессировщиков Плотниковых неторопливо идёт по бордюру арены на передних лапах, делая полный круг и словно демонстрируя свой густой блестящий мех, нежно колышущийся от движений огромного зверя. Ещё и хитро косит карим глазом на зрителей, словно спрашивая: «Вы ведь в восторге, правда?»

Зрители действительно в восторге: номер с медведями в нижегородском цирке сейчас принимают на ура. А мы встретились с дрессировщиком Алексеем Плотниковым, чтобы узнать, как ему удалось приручить самого грозного лесного зверя.

Энергия энергетика

Вы с детства мечтали о цирке?

– Ну что вы, я родился на Сахалине, был обыкновенным ребёнком в обычной семье и предположить не мог, что попаду в цирк! Если бы мне 20 лет назад сказали, что я буду дрессировщиком медведей, я бы подумал, что это сумасшествие.

Как же сумасшествие стало реальностью?

– Из Сахалина я приехал во Владивосток учиться в энергетический техникум. Планировал работать на Сахалинской ГРЭС – нашем самом перспективном предприятии. Это были 90‑е, время сложное, и я пошёл на подработку в цирк униформистом – выносить реквизит. Потому что эта работа не мешала учёбе – представления шли по выходным. Но скоро я понял, что цирк – такое место, которое засасывает людей. Если у тебя есть романтизм в душе, раз попав туда, ты уже не уйдёшь. Я быстро понял, что профессия моя – вовсе не энергетика, но техникум окончил, хоть и уделял больше времени цирку, чем учёбе.

Когда же вы решили заняться дрессурой?

– Даже тогда я и не предполагал, что стану дрессировщиком. Мне хотелось хоть как-то остаться в цирке. В 2000 году во Владивосток приехал на гастроли Гия Эрадзе, у него был тогда просто аттракцион со смешанными животными, и я устроился к нему ассистентом по уходу за ними. Медведей в его группе не было, и я предложил ему взять медвежонка. На что он ответил: «Если ты сам займёшься этим медведем, сам его вырастишь, выкормишь, мы тебе всё покажем и расскажем». Я с радостью за это взялся. Так всё и началось.

Любовь и игра

Что было самым сложным?

– В России нет заведений, которые обучают дрессировщиков. Опыт передают только по наследству, это династийные номера, и случайные исключения – такие, как я, — крайне редки. Чтобы получить опыт, мне приходилось общаться со многими именитыми советскими дрессировщиками, но просто так рассказывать секреты профессии никто не стремится. Поэтому пришлось до всего доходить самому, тратя на это очень много времени. Наверное, это и к лучшему. В советское время была не дрессура, а укрощение. А принуждать зверя к чему-то… В итоге я выработал свой подход.

В чём же он заключается?

– Главный секрет – узнать характер. Я взял медвежонка и просто играл с ним, как с домашним питомцем. Он был совсем маленький, я выкармливал его из соски, делал ему клизму… Через что я только с ним не прошёл! Я же работал не только с медведями, но и с верблюдами, с птицами, с лошадьми, а остановился на медведях потому, что это какой-то мой внутренний тотем. Медведи мне очень близки, мне очень с ними нравится. Они интеллектуально очень умные животные и способные.

А кто талантливее – мишки-мальчики или девочки?

– Сначала я думал, что пацаны интереснее, а сейчас, когда у меня их шестеро, моё мнение изменилось. Талант не зависит от пола. Два с половиной года назад здесь, в Нижнем, я взял четверых медвежат из зоопарка «Лимпопо». Два мальчика и две девочки. Они были месячные, только глаза открыли, а сейчас уже работают на манеже. И каждый хорош в чём-то своём! Главное – не пытаться их заставлять. Нужно понять, на что способен тот или иной медведь, и сделать, чтобы в процессе игры получался трюк.

Разве медведи такие игривые? С виду – серьёзные, грозные хищники. Какие уж тут игры…

– Для наших медведей арена – это большая детская площадка. Например, мне нужно было, чтобы медведь хлопал в ладоши. Никак не мог придумать, как это сделать. Помогла обыкновенная школьная линейка. Я давал медведю линейку, он её трогал, а потом кидал и ловил, и получал сладкое. И так стал хлопать! В процессе игры. На таких мелочах всё и держится. Игра и любовь. А заставить… Отношение к тебе у медведя закладывается в детстве. Если его заставлять, то потом вырастет и всё припомнит. В цирке очень много примеров, когда медведи бросались на артистов. Так что если взрослый медведь захочет, он одним ударом лапы закончит цирковую деятельность любого дрессировщика.

Миша и мишки

Вы взяли четверых мишек, когда вашему сыну было всего три года. Как вам удавалось воспитывать их вместе дома?

– Он рос вместе с ними, веселился, прыгал, в манеже играл. Кстати, нашего сына зовут Миша, поэтому друзья и смеются: как же вы ещё могли сына назвать! Но медведи растут гораздо быстрее, они его переросли вдвое, он стал их побаиваться и наступил момент, когда мы сказали: «Миша, так, как раньше, играть с ними уже опасно». Держать медведя дома можно только до определённого времени – в четыре месяца он уже такая крупная «собака», которая обладает огромными когтями и далеко не покладистым характером. В игре медведь не рассчитывает свои силы. Это очень сильное животное, которое может случайно обнять и… Я уж не говорю, что от такого жильца страдает мебель. Я постоянно слышал жалобы в гостинице: «Почему у вас в номере живёт медведь?»

Отец медведей

А кто для медведей вы? Вожак, авторитет?

По природе медведи – одиночки. У них же не бывает стай и прайдов. И я для них как отец. Они смотрят на меня с позиций любви. Это как у собаки – почтение и уважение к хозяину. Они меня любят и уважают как папу.

Вот наступает зима, а они все на арене. Нет ли у ваших артистов желания впасть в спячку, как в природе?

– Природа берёт своё. До трёх лет медведи не спят и активны и в зимнее время, а вот потом они с каждым годом зимой становятся всё более медлительными, практически не едят. Летом они съедают колоссальное количество пищи – там и каша, и овощи, и фрукты, а зимой только немного овощей. И за зиму их жир уходит. Поэтому нужно точно знать, что и когда им надо. Но нельзя перекормить их и летом, а то они выкатятся на арену, как колобки, и уснут! Музыку тоже надо менять: зимой медведь сделает трюк гораздо медленнее.

А у медведей есть любимые музыкальные авторы?

Я бы не сказал – любят или не любят. Они узнают музыку. Для нашего аттракциона её писал композитор цыганского театра «Ромэн», и они её очень хорошо слышат – знают, когда выходить, куда заходить. Так что про «медведь на ухо наступил» – фраза несправедливая, у них всё в порядке с музыкальным слухом. Особенно если в награду – сладкое.

Они правда любят мёд?

– Всё сладкое! За мёд они маму готовы продать! Они – большие сладкоежки. Очень много используем сгущёнки – это основная сладость для них: чтобы намордник позволили надеть, при поощрении и как стимул делать трюк ещё и ещё.

А кариеса не боитесь?

– Пока с зубками проблем у моих медведей не было, – улыбается Алексей, – даже у старшего – ему уже 11 лет.

…И медведи, словно в подтверждение этих слов, охотно показывают свои великолепные клыки.

Сегодня в аттракционе «Цыганская свадьба» вместе с Алексеем и Екатериной Плотниковыми работают шесть медведей и 13 артистов балета.

Exit mobile version