Мельник оперы
Вот уже пять лет, как ушел из жизни корифей нижегородской оперной сцены народный артист СССР Александр Сергеевич Правилов. 21 июля 2008 года ему бы исполнилось 70 лет. Эти даты побуждают еще раз с благодарностью вспомнить об удивительно талантливом человеке.Я впервые услышала этого певца в начале 70‑х годов на одном из концертов в клубе речников им. М. И. Калинина. Там почти ежемесячно проводились встречи с творческими людьми. И вот в гостях солист Горьковского театра оперы и балета. Доброжелательная улыбка, особая теплота в рассказе о любимом театре, о своей сценической деятельности. И завораживающее душу пение. Нелишне заметить, что в такого рода концертах Александр Сергеевич участвовал безвозмездно.А в 1985 году я переступила порог нашего замечательного театра оперы и балета в качестве билетера и в течение 20 лет имела возможность слушать, видеть А. С. Правилова в разнообразных партиях. Тот первый мой сезон открывался оперой Даргомыжского «Русалка». На подмостках лучшие мастера труппы: народная артистка СССР Лариса Зырянова, заслуженная артистка РСФСР Людмила Коржакова, Вадим Балюба. Мельника пел Александр Правилов. Впечатление от его Сокола, актерской игры было потрясающим. Александр Сергеевич владел искусством перевоплощения. В первой арии «Вот то-то все вы, девки молодые…» он создает характер неунывающего, по-крестьянски смекалистого, готового приспособиться к любым жизненным обстоятельствам человека. И какой переворот в третьем акте, когда сердце зрителя трогает глубокое страдание несчастного сумасшедшего старика! Не случайно в мурманской газете «Северная правда» рецензент заявлял, что Правилова можно смело поставить в один ряд с самыми именитыми певцами, выступавшими в этой партии. А оценивая трагичный финал роли, признавался: «Мы потрясены».Мельника в исполнении Правилова видела публика разных городов и других стран. Всего же в репертуаре замечательного певца-актера было свыше шести десятков партий. Одна из вершин творчества Александра Сергеевича Иван Сусанин. Опера М. Глинки, поставленная в нашем театре еще в самом начале Великой Отечественной войны, до сих пор живет на ее сцене, воплощенная в разные периоды в разных постановках. Многие годы душой спектакля «Иван Сусанин» был исполнитель заглавной партии А. С. Правилов. Великолепное актерское мастерство, продемонстрированное им в роли костромского крестьянина, делает эту работу уникальной. Используя все богатство, весь широкий диапазон своего голоса, певец творил на подмостках волнующий образ подлинного героя русской истории.Голос А. С. Правилова был удивительным: глубокий, красивый, теплый по тембру, но в то же время звучный, исполненный энергии, способный передавать движение души. Будущий певец родился на Украине, в селе Сонцовка Донецкой области. Саша мечтал об оперном театре, и мечта сбылась. Еще будучи студентом Львовской консерватории, Правилов выступал в музыкальной капелле «Трембита». А 1965 год стал для него судьбоносным он поступил солистом в труппу Горьковского театра оперы и балета, который и стал театром всей его жизни. Этой сцене подарил Александр Сергеевич свой незаурядный талант, свою любовь.Любовью, признанием платила ему и публика, ценители. Не кто-нибудь сам Сергей Яковлевич Лемешев в письме концертмейстеру Мелик-Бегляровой отмечал: «Мне чрезвычайно понравился твой земляк горьковчанин Александр Правилов. Он музыкален, у него очень хороший голос и великолепная подача звука».Да, Правилов довольно быстро стал одним из лучших певцов нижегородской оперы. Он получает звание лауреата Международного конкурса им. П. И. Чайковского, в 1978 году удостоен звания «Народный артист СССР». Его приглашают возглавить жюри I Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина в Москве (1994 г.) и оценить мастерство вокалистов на Международном конкурсе им. М. И. Глинки в Таллине. Как исполнитель он желанный гость на оперных сценах страны и за рубежом. Македония, Польша, Германия, Франция меломаны этих государств зачастую устраивали овации басу из Нижнего. В 1993 г. Александр Сергеевич награжден премией г. Нижнего Новгорода за активную концертно-исполнительскую деятельность и пропаганду творчества нижегородских композиторов. А сколь замечательна «пушкиниана» Правилова. На оперных подмостках он воплотил таких героев своего великого тезки, как Годунов и Пимен, Варлаам и Мельник, Кочубей и Скупой, Мазепа и Дубровский. С огромным успехом певец исполнял романсы на стихи Пушкина, он был неизменным участником фестивалей «Болдинская осень».Вообще концерты А. С. Правилова были настоящим праздником для слушателей. Широта его души отражалась в голосе, мощном, свободно льющемся, который сравнивали с голосом великого Шаляпина. Александр Сергеевич пел почти все басовые партии русского и зарубежного репертуара. И как пел! С глубоким проникновением в мир героев, которые становились благодаря артисту реальными, живыми, человечными.С уходом А. С. Правилова завершилась очень яркая страница в музыкальной жизни Нижнего Новгорода. Забыть о таком таланте невозможно.