Пока добросовестные нижегородцы соблюдают режим самоизоляции, природа активно пробуждается под действием ранней весны. Тем, кто боится упустить момент, советуем посмотреть снимки нижегородского фотографа Михаила Ростроповича (Шмелёва).
Бабочки летают, бабочки
Михаил – самый удивительный фотограф Нижнего Новгорода. Посреди шума и скоростей мегаполиса он замечает самых маленьких его обитателей и создаёт их удивительные портреты. Его герои – звери, птицы, насекомые, даже восьминогие пауки.
Поражают и познания Михаила – каждую букашку он не только знает в лицо, но и великолепно изучил её повадки и образ жизни.
Даже не верится, что он не биолог, а… инженер-технолог радиоаппаратуры.
– Я окончил радиофак Горьковского политехнического института, и эти знания помогают мне в понимании технических аспектов фотографии, – рассказал Михаил. – А биологические познания получены исключительно из интернета. Мне всегда интересно узнать, кого же я снял. Углубляясь в эти вопросы, начинаешь понемногу интересоваться биологией, энтомологией, зоологией.
– С чего началось ваше увлечение фотографией и почему вы выбрали стезю фотографа-анималиста?
– Увлечение началось в детстве, тёплом и солнечном. Кто-то подарил тоненькую книжечку большого формата с яркими рисунками бабочек. Такие же летали в сквере, неподалёку от дома. Каюсь, несколько бабочек я загубил. Но, к счастью, моё увлечение закончилось очень быстро. В один прекрасный день в сквер залетел самый настоящий махаон. Я такую красоту ни разу не видел и сразу же набросился на несчастную бабочку с только что приобретённым сачком. Я поймал махаона и оказался в ужасе от своего поступка: прекрасные нежные крылышки были безнадёжно изуродованы. Боясь бросить взгляд на искалеченную бабочку, я немедленно выпустил её и с тех пор больше бабочек не ловил. Прошло много лет, но я хорошо помню это мгновение. Моё возвращение к природе началось с появлением цифровых фотоаппаратов.
– Бабочки на ваших фото поражают своей красотой. Неужели все они сняты в нашей области?
– 99% сфотографировано на дачном участке в Богородском районе. Мы увлекаемся фотосъёмкой вместе со старшим братом. Я больше тяготею к художественной фотографии, а Сергей – к научной. Он организовал и поддерживает сайт «Бабочки Нижегородской области» и на сегодняшний день отснял и определил около 700 видов бабочек, пойманных в объектив прямо на дачном участке!
Животный инстинкт
– На ваших снимках есть совершенно удивительные птицы и звери. Как вам удаётся увидеть такое разнообразие лесных обитателей?
– Есть кадры случайные, а есть и почти постановочные. Из случайных самый дорогой – это куница. Ранней весной я снимал в Зелёном Городе птиц, присев и замерев за поваленным деревом. И вдруг на полянку вышла куница. Я совершенно не ожидал увидеть такое, но хватило сообразительности подавить удивление и восторг. После первого же перемещения объектива вслед за куницей она убежала, но один кадр всё же получился.
Один раз удалось выследить бобра. В конце апреля прошёл слух, что в садовом пруду видели какое-то животное. В первомайский день я встал в пять утра и пошёл туда. Просидел в засаде с полчаса, пока не заметил движение по глади воды. Это был бобр!
Снимать в движении при слабом утреннем освещении я не стал и дождался, когда он выйдет на берег. Он вышел, отгрыз ветку дерева и вместе с ней поплыл обратно. Но заметив меня, бросил ветку и нырнул. Больше я его не видел.
– Многие ваши фотографии сделаны на Щёлоковском хуторе. Значит ли это, что несмотря на центр города и множество посетителей, обстановка для зверей и птиц там комфортная?
– Терпимая. Наш орнитолог Алексей Левашкин за 10 лет наблюдений насчитал там около 100 видов птиц. Они привыкли к человеку и не такие пугливые, как в дикой природе. У меня на даче, например, снегирь ближе, чем на 6–7 метров не подпускает, а на хуторе реально снять и с трёх.
– Какой же кадр стал неожиданным для вас самого?
– Как-то раз тёплым августовским вечером на стену дачного домика село доселе невиданное мною существо, похожее на большого кузнечика! Это был богомол. Моему удивлению не было предела! Я подумал, что кто-то выпустил в природу ненужных размножившихся богомолов, ведь их иногда содержат и разводят дома. Но оказалось, что ареал богомолов очень расширился на север. И потом я неоднократно встречал богомолов в нашем дачном массиве.
Секреты мастерства
– Многие люди побаиваются пауков и гусениц, а вы снимаете их так, что от их портретов в восторге все, кто их видит. Как вам удалось сделать их такими притягательными?
– Думаю, эта боязнь от незнания. Ни разу я не слышал, чтобы паук или гусеница кого-то укусили. Человек им неинтересен. А вот макромир, наоборот, интересен человеку. Буквально под ногами на летней лужайке вы можете обнаружить десятки самых необычных существ. Вот только размер у них маленький или очень маленький. Одна из задач макрофотографа – сделать этот макромир видимым, дать зрителю возможность рассмотреть своих маленьких соседей по даче или огороду.
Я стремлюсь к тому, чтобы снимки привлекали внимание и нравились зрителю. Каким бы интересным ни был кадр, но если есть хоть малейшая смазанность или нерезкость, то его нужно безжалостно удалять. Я беспощадный перфекционист. И это касается не только резкости, но и композиции, света, цвета. Я могу истратить на какую-нибудь бабочку сотни кадров за несколько сезонов, пока не получу задуманный мною снимок.
– Что за чудо-фотоаппарат вы используете? И как добиться таких кадров?
– Я много раз слышал, как зритель, увидев хорошую фотографию, произносит что-то вроде: «Да у него, наверное, фотоаппарат профессиональный». С таким же успехом можно утверждать, что хороший повар – тот, у кого кастрюли и сковороды хорошие. Макросъёмка – очень сложный жанр. Конечно, без приличной техники здесь не обойтись, но техника – это лишь база. В первый раз с макрообъективом меня постигло полное разочарование, а ведь на него были потрачены немалые деньги! Ответы дал сайт macroclub.ru. Я многому там научился у коллег по увлечению.
В создании эффектного снимка огромную роль играет технология съёмки, понимание принципов построения кадра, умение управлять глубиной резкости и освещением, умение поймать движущийся объект. Всё это приходит с опытом. Нужно много снимать, искать ошибки и устранять их, смотреть снимки других авторов, разгадывать их секреты мастерства. И тогда всё получится!