Site icon Нижегородская правда

Михаил Ростропович: "Я сфотографировал около 700 видов бабочек прямо на своем дачном участке"

Пока добросовестные нижегородцы соблюдают режим самоизоляции, природа активно пробуждается под действием ранней весны. Тем, кто боится упустить момент, советуем посмотреть снимки нижегородского фотографа Михаила Ростроповича (Шмелёва).

 

Бабочки летают, бабочки

Михаил – самый удивительный фотограф Нижнего Новгорода. Посреди шума и скоростей мегаполиса он замечает самых маленьких его обитателей и создаёт их удивительные портреты. Его герои – звери, птицы, насекомые, даже восьминогие пауки.

Поражают и познания Михаила – каждую букашку он не только знает в лицо, но и великолепно изучил её повадки и образ жизни.

Даже не верится, что он не биолог, а… инженер-технолог радиоаппаратуры.

– Я окончил радиофак Горьковского политехнического института, и эти знания помогают мне в понимании технических аспектов фотографии, – рассказал Михаил. – А биологические познания получены исключительно из интернета. Мне всегда интересно узнать, кого же я снял. Углубляясь в эти вопросы, начинаешь понемногу интересоваться биологией, энтомологией, зоологией.

– С чего началось ваше увлечение фотографией и почему вы выбрали стезю фотографа-анималиста?

– Увлечение началось в детстве, тёплом и солнечном. Кто-то подарил тоненькую книжечку большого формата с яркими рисунками бабочек. Такие же летали в сквере, неподалёку от дома. Каюсь, несколько бабочек я загубил. Но, к счастью, моё увлечение закончилось очень быстро. В один прекрасный день в сквер залетел самый настоящий махаон. Я такую красоту ни разу не видел и сразу же набросился на несчастную бабочку с только что приобретённым сачком. Я поймал махаона и оказался в ужасе от своего поступка: прекрасные нежные крылышки были безнадёжно изуродованы. Боясь бросить взгляд на искалеченную бабочку, я немедленно выпустил её и с тех пор больше бабочек не ловил. Прошло много лет, но я хорошо помню это мгновение. Моё возвращение к природе началось с появлением цифровых фотоаппаратов.

 

– Бабочки на ваших фото поражают своей красотой. Неужели все они сняты в нашей области?

– 99% сфотографировано на дачном участке в Богородском районе. Мы увлекаемся фотосъёмкой вместе со старшим братом. Я больше тяготею к художественной фотографии, а Сергей – к научной. Он организовал и поддерживает сайт «Бабочки Нижегородской области» и на сегодняшний день отснял и определил около 700 видов бабочек, пойманных в объектив прямо на дачном участке!

Животный инстинкт

– На ваших снимках есть совершенно удивительные птицы и звери. Как вам удаётся увидеть такое разнообразие лесных обитателей?

– Есть кадры случайные, а есть и почти постановочные. Из случайных самый дорогой – это куница. Ранней весной я снимал в Зелёном Городе птиц, присев и замерев за поваленным деревом. И вдруг на полянку вышла куница. Я совершенно не ожидал увидеть такое, но хватило сообразительности подавить удивление и восторг. После первого же перемещения объектива вслед за куницей она убежала, но один кадр всё же получился.

Один раз удалось выследить бобра. В конце апреля прошёл слух, что в садовом пруду видели какое-то животное. В первомайский день я встал в пять утра и пошёл туда. Просидел в засаде с полчаса, пока не заметил движение по глади воды. Это был бобр!

Снимать в движении при слабом утреннем освещении я не стал и дождался, когда он выйдет на берег. Он вышел, отгрыз ветку дерева и вместе с ней поплыл обратно. Но заметив меня, бросил ветку и нырнул. Больше я его не видел.

 

– Многие ваши фотографии сделаны на Щёлоковском хуторе. Значит ли это, что несмотря на центр города и множество посетителей, обстановка для зверей и птиц там комфортная?

– Терпимая. Наш орнитолог Алексей Левашкин за 10 лет наблюдений насчитал там около 100 видов птиц. Они привыкли к человеку и не такие пугливые, как в дикой природе. У меня на даче, например, снегирь ближе, чем на 6–7 метров не подпускает, а на хуторе реально снять и с трёх.

Вокруг нас очень много интересного. Надо просто научиться это видеть.

– Какой же кадр стал неожиданным для вас самого?

– Как-то раз тёплым августовским вечером на стену дачного домика село доселе невиданное мною существо, похожее на большого кузнечика! Это был богомол. Моему удивлению не было предела! Я подумал, что кто-то выпустил в природу ненужных размножившихся богомолов, ведь их иногда содержат и разводят дома. Но оказалось, что ареал богомолов очень расширился на север. И потом я неоднократно встречал богомолов в нашем дачном массиве.

 

Секреты мастерства

– Многие люди побаиваются пауков и гусениц, а вы снимаете их так, что от их портретов в восторге все, кто их видит. Как вам удалось сделать их такими притягательными?

– Думаю, эта боязнь от незнания. Ни разу я не слышал, чтобы паук или гусеница кого-то укусили. Человек им неинтересен. А вот макромир, наоборот, интересен человеку. Буквально под ногами на летней лужайке вы можете обнаружить десятки самых необычных существ. Вот только размер у них маленький или очень маленький. Одна из задач макрофотографа – сделать этот макромир видимым, дать зрителю возможность рассмотреть своих маленьких соседей по даче или огороду.

Я стремлюсь к тому, чтобы снимки привлекали внимание и нравились зрителю. Каким бы интересным ни был кадр, но если есть хоть малейшая смазанность или нерезкость, то его нужно безжалостно удалять. Я беспощадный перфекционист. И это касается не только резкости, но и композиции, света, цвета. Я могу истратить на какую-нибудь бабочку сотни кадров за несколько сезонов, пока не получу задуманный мною снимок.

 

– Что за чудо-фотоаппарат вы используете? И как добиться таких кадров?

– Я много раз слышал, как зритель, увидев хорошую фотографию, произносит что-то вроде: «Да у него, наверное, фотоаппарат профессиональный». С таким же успехом можно утверждать, что хороший повар – тот, у кого кастрюли и сковороды хорошие. Макросъёмка – очень сложный жанр. Конечно, без приличной техники здесь не обойтись, но техника – это лишь база. В первый раз с макрообъективом меня постигло полное разочарование, а ведь на него были потрачены немалые деньги! Ответы дал сайт macroclub.ru. Я многому там научился у коллег по увлечению.

В создании эффектного снимка огромную роль играет технология съёмки, понимание принципов построения кадра, умение управлять глубиной резкости и освещением, умение поймать движущийся объект. Всё это приходит с опытом. Нужно много снимать, искать ошибки и устранять их, смотреть снимки других авторов, разгадывать их секреты мастерства. И тогда всё получится!

Exit mobile version