Среди телефонных мошенников в последнее время активизировались так называемые «банковские аферисты». Они звонят якобы от службы безопасности Сбербанка и узнают у жителей личные платёжные данные. В результате доверчивые клиенты лишаются своих сбережений. Только за последнюю неделю с банковских карт нижегородцев было похищено больше двух миллионов рублей!
Как не стать жертвой мошенников? Мы попытались в этом разобраться.
У меня зазвонил телефон
…Днём у жительницы Советского района Светланы Вакиной зазвонил телефон. На экране мобильника высветился московский номер.
– Добрый день! Светлана Николаевна? – вежливо поинтересовался мужчина на другом конце провода.
– Да, – ответила нижегородка.
– Вас беспокоят из службы безопасности Сбербанка, – деловито заявил собеседник. – Только что с вашей карты был совершён перевод на сумму 8 тысяч рублей в Московскую область. Вы совершали этот перевод?
– Нет, никаких переводов я не отправляла, – растерянно произнесла Светлана.
– Чтобы его отменить, вы должны продиктовать мне данные вашей карты, иначе мы будем вынуждены её заблокировать, – пригрозил мужчина. – Назовите номер вашей карты.
Испуганная нижегородка нашарила в сумке карту и продиктовала незнакомцу номер.
– Хорошо, теперь продиктуйте три цифры с обратной стороны, – торопил мужчина.
– Но это личный код и его нельзя никому сообщать, – засомневалась нижегородка.
– Значит, вы подтверждаете перевод? Мы будем вынуждены заблокировать вашу карту на неопределённое время, – напирал незнакомец.
– Знаете, я, пожалуй, перезвоню на горячую линию банка и уточню, что мне делать, – засомневалась женщина.
– Ну смотрите, можете за это время всех денег лишиться, – обозлённо произнёс «специалист».
Светлана повесила трубку и перезвонила в банк. Там она узнала, что никаких переводов с её карты не совершалось.
Перевод наличности
В последнее время банковские мошенники заметно активизировались. Только за неделю с банковских карт нижегородцев было похищено больше 2,1 млн рублей. От рук мошенников пострадали 24 жителя области.
Причиной, говорят полицейские, стала излишняя доверчивость потерпевших. Ведь, как они сами признались, все хищения происходили по одной и той же схеме.
– На телефон гражданина звонил неизвестный, иногда мужчина, иногда женщина, представлялся сотрудником банка и сообщал о необходимости отмены сомнительной операции, которую мошенники пытаются произвести с деньгами потерпевших, – рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области. – Для этого незнакомцы предлагали сообщить им данные с лицевой и обратной сторон банковских карт, а также СМС пароли, пришедшие от банка-эмитента.
Причём все потерпевшие, вне зависимости от возраста, знали о том, что такие виды мошенничества существуют, читали о них в СМИ и даже были предупреждены о том, что не стоит сообщать данные своих карт неизвестным, однако всё равно попались на удочку преступников.
Эксперты подчёркивают: мошенники хорошо подготовлены. Чтобы запутать пользователя, они применяют стандартные нейролингвистические приёмы – проговаривают вслух разные должности и регалии, задают отвлечённые вопросы. Были случаи, когда для правдоподобия клиенту звонил «секретарь» и лишь потом переводил звонок на «руководителя».
Возраст обманутых нижегородцев от 37 до 78 лет. Примечательно, что 22 из 24 потерпевших оказались женщины – представительницы прекрасного пола более доверчивы. Самую большую сумму из-за действий злоумышленников потеряла 76-летняя пенсионерка – она из-за собственной наивности лишилась 700 тысяч рублей. До этого аналогичные случаи также произошли в Балахне и Нижнем Новгороде. У доверчивых жителей похитили от 16 000 до 600 000 рублей.
Абсолютный рекорд принадлежит 42-летней жительнице Дзержинска. Женщина рассказала, что ей позвонил неизвестный, который представился сотрудником банка и обманом выведал данные её карты под предлогом отмены сомнительной операции. После этого она обнаружила, что лишилась 1,5 миллиона рублей.
– По всем фактам возбуждены уголовные дела. Проводятся расследования, – рассказали в региональном ГУ МВД РФ.
Тем не менее клиент должен заботиться о безопасности своего счёта сам. Для начала чётко запомнить, что все подобные звонки от имени банка – заведомо ложные.
– Сотрудники Сбербанка никогда не звонят клиентам с подобными вопросами, – объяснили в пресс-центре ПАО Сбербанк. – В случае совершения мошеннических операций система антифрода срабатывает автоматически, после чего клиент сам обращается в банк по телефонам, указанным на карте или сайте банка.
Самое главное правило, которое нужно запомнить наизусть: нельзя никому сообщать полные данные своих банковских карт, CVV, коды и одноразовые пароли, приходящие по смс. Эта главная гарантия того, что вы не попадётесь на удочку мошенников.
Как не стать жертвой банковских мошенников:
– Помните: сотрудники банка никогда не спрашивают по телефону полные реквизиты карты и пароли. Если звонящий вам человек запрашивает их, это точно мошенник.
– Чтобы проверить подлинность звонка, перезвоните в официальный колл-центр банка самостоятельно. Никогда не перезванивайте на номер, который продиктовал вам звонящий – используйте номера, указанные на карте или официальном сайте банка и уточните, звонил ли вам их сотрудник.
– Учтите, что современнее технологии позволяют маскировать номера телефона, поэтому на экране вашего телефона может отражаться «короткий» номер банка или набор цифр, очень на него похожий.
– Если вы всё же стали жертвой мошенников, немедленно заблокируйте операции по счёту карты и сообщите о случившемся в полицию.