Мусорный рай
Летом прошлого года наша газета писала о том, что на уровне правительства Нижегородской области было принято решение о строительстве на выезде из города в районеповорота с Московского шоссе на балахнинскую трассу суперсовременногополигона ТБО и крупнейшего в России высокотехнологичного заводапо переработке мусора.Спустя полгода мы решили проверить, на какойстадии находится реализация этого приоритетного для региона проекта.Отвечает на интересующие газету вопросы председатель совета директоров нижегородского холдинга «МАГ-Групп» Олег Жохов. Игумново все — таки закроют — Действительно, — рассказывает ОлегВикторович, — ООО «МАГ-Групп» выступило инициатором строительства,заключив партнерские соглашения с компаниями из США и Голландии. Вообще, комплекс — это не один проект, а несколько.Первый этап — это полигон ТБО, второй — завод по сортировкеи переработке мусора, третий — сбор и переработка свалочного газа дляполучения электроэнергии. Весь этот комплекс займет территориюв 69 гектаров. Что касается первой части, то работы на полигонепрактически завершены. Сейчас идет процесс благоустройства территории.Все документы отправлены в администрацию Дзержинска для подписания актаввода объекта в эксплуатацию, так что полигон начнет работать ужев самое ближайшее время. — Как только новый полигон откроется, старый Игумновский тут же закроют? — Это произойдет в тот же день. На Игумновскийполигон пути сразу же будут заблокированы со всех сторон, чтобыу водителей самосвалов не было соблазнов организовать на подъезде новую несанкционированную свалку. Избавляясь от смешных технологий — Олег Викторович, чем будет отличаться новый полигон? — Во-первых, это не свалка, даже не полигон, асовременное предприятие с комфортными условиями труда для сотрудников,с системами управления, с компьютерами. Теперь о том, что касается технологическихрешений и экологической безопасности… Было изучено много разныхтехнологий, как российских, так и европейских. Остановились на последнемварианте. В техническом задании мы учли все требованияЕвросоюза, касающиеся элементов защиты почвы, воды и воздуха. Ведьни для кого не секрет, что эксплуатация Игумновского полигонана протяжении 30 с небольшим лет повлекла за собойчастичное заражение и воды, и почвы. В его проектировании (это был конец70‑х годов) были применены все самые современные технологии того времени. Но сегодня они кажутся смешными. Если бы мы и сегодня пошли по этому пути, этобыло бы самоубийство. Мы используем в качестве защиты геосинтетическиематериалы. Это полиэтилен высокого и низкого давления, с периодом разложения от 150 до 300 лет, тепло- и морозостойкий, водонепроницаемый. Степень защиты гораздо выше, нежели у асфальтата или бетона, даже армированного. Образцы мы взяли чешские, изготовленные по немецким технологиям. Нашли в Европе компанию, которая возвела уже шесть подобных полигонов, наш стал седьмым. На въезде на новый полигон работают два весовыхпункта. Все мусоровозы в обязательном порядке проходят черезавтоматические компьютерные весы, радиометрию (выявление радиоактивныхисточников), после чего уже получают права на въезд. Естественно, ничего подобного на старом полигоне не было, поэтому и не было представления, какой объем ТБО производит Нижний Новгород, к примеру, за сутки. Касса для ГАЗа — Вы сказали, что в ближайшей перспективе — сбор и переработка свалочного газа. Для чего это необходимо? — Причиной всех бед старого полигона были дажене грунтовые воды и не зараженная земля, а постоянное горение,задымление и запахи. Причина этого дискомфорта — свалочный газ, которыйвырабатывается в процессе гниения мусора. Пожары шли с 1982 года. Тем жегодом, к слову, был датирован первый акт о закрытии Игумновскогополигона, и в принципе его после этого не должны были эксплуатировать,однако это делали еще 30 лет, поскольку альтернативы не было. Мы знаем, что нужно делать со свалочнымгазом. Уже лет восемь в Европе работают технологии по сборке, отводуи аккумулированию для его последующей переработки. Эта технология у наспредусмотрена проектом. На каждой «кассе» установлено по 26 резервуаровдля сбора газа. Электроэнергия будет использоваться, в первую очередь,для собственных нужд. Избытки мы будем предлагать внешним потребителям.Это, безусловно, снижение расходной части. С отходами разберется лазер — Европа давно уже не утилизирует мусор. Она его перерабатывает, после чего отходы получают «вторую жизнь»… — Это логично, промышленники хотят иметьдешевое сырье. Изучив «мусорный спектр», мы пришли к выводу, что львинаядоля мусора — это вторичные материальные ресурсы. Поэтому необходимаобязательная сортировка на нашем предприятии. Я 25 лет в этом бизнесе.За эти годы мы по-всякому пробовали сортировать — вручную,полуавтоматическим способом. Но это неэффективно и дорого.Мы живем в век нанотехнологий, и тяжело найти людей, которые пойдутна свалку и, засучив рукава, станут копаться в дерьме. Такая сортировкане может создать рынок спроса на эту продукцию. Вот когда она станет комплексной, в больших объемах, этот рынок появится. Потребители найдутся не только в Нижегородскойобласти и в России, но и за рубежом. В первую очередь, в Азии, в Китае,уже сегодня заключаем предварительные контракты на реализацию. Мы остановились на технологии одной из немецкихкомпаний, которая предлагает разделять мусор лазером. Вдольтранспортерной ленты, по которой идут отходы, устанавливаютсяинфракрасные сканеры, которые могут распознавать 1200 наименованийТБО. Скорость сортировки сопоставима со скоростью движениятранспортерной ленты — три метра в секунду. Сама лента состоитиз множества воздушных форсунок, подключенных к компьютеру. Сканеропределяет удельную плотность вещества, по нейкомпьютер вычисляет наименование материала. Форсунка под большимдавлением сдувает тот или иной отход, и он целенаправленно идет в нужныйконтейнер. Голландцы уже наготове — И когда же сказка станет былью? — Завод находится на стадии проектирования,летом начнется строительство. Традиционную красную ленточку мы планируемперерезать в середине второго квартала 2013 года. Инвестиции в проект «под ключ» составят около 900 миллионов рублей. Мы уже заверили правительство Нижегородскойобласти, что строительство этого комплекса ни в коем случаене отразится на тарифах за сбор и вывоз мусора. Это коммерческий проект,и все риски берут на себя именно частные структуры. Добавлю, что площадь нашего производственногокомплекса — один гектар. Потребуется всего пять человек, которые будутконтролировать автоматический процесс сортировки. Минимальный объемпереработки — 350 тысяч тонн мусора в год. Закупать производимое заводомвторсырье будет голландская компания Ekman, которая считаетсякрупнейшим мировым игроком на рынке реализации вторичных материалов. — Подобные перерабатывающие комплексы в России существуют? — Нечто подобное начинаетпоявляться. Но в основном это как происходит? Купили сканер, а всеостальное оборудование — допотопное. Мы же комплекс строим «с нуля». Все«железо» — американской компании Bollegraaf. На этапе комплексногопроектирования это будет первое подобное предприятие в стране. У этого проекта в этапах реализации нет ни одного неопределенногосрока — все расписано досконально. В итоге компекс даст порядка100 новых рабочих мест и серьезные социальные отчисления в бюджетрегиона.