Оранжевый чистенький мусоровоз виртуозно делает «змейку», проезжает эстафету на большой скорости и как вкопанный замирает у финишной линии. Комиссия строго оценивает миллиметры от прочерченной линии до передних колес. Так проходил первый в регионе конкурсе водителей мусоровозов, соревнующихся в скоростном маневрировании и знании правил дорожного движения. Конкурс, организованный региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Нижэкология-НН», проводится при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Контейнер — с ювелирной точностью
На самом большом автодроме Нижнего Новгорода - оживленно и празднично. Водители мусоровозов и бункеровозов демонстрируют своё мастерство. Одно из самых важных заданий — «контейнерная площадка»: нужно идеально точно установить контейнер в отведенной зоне. Судьи оценивают правильность алгоритма, скорость и аккуратность.
Стаж водителя бункеровоза Геннадия Харского — более 30-ти лет. Геннадий когда-то водил автобус, выполнял и междугородние перевозки, но в результате сделал выбор в пользу бункеровоза: удобный график два на два, хорошая зарплата, полный соцпакет.
«Мне 57 лет, наша компания-подрядчик откомандировала меня продемонстрировать молодежи высший пилотаж, — улыбается Геннадий. — Езжу по всему городу, от Приокского района до Автозаводского, а также в Дзержинске. Забираем восьмикубовый контейнер с крупногабаритным мусором, ставим пустой. Самое сложное — проехать во дворах, заставленных легковыми машинами. Приходится маневрировать буквально в сантиметре от дорогостоящих автомобилей. Иногда люди ставят авто прямо перед бункером, приходится приезжать второй раз».
20 миллионов за машину
По словам руководителя одной из компаний-подрядчиков регионального оператора Сергея Федосеева, работать водителем мусоровоза сможет не каждый: требуется не только хороший навык вождения и знание правил дорожного движения, но умение обращаться со многочисленным сложным оборудованием в кабине, которое контролирует работу системы прессования, наполнения кузова, системы GPS и многого другого. Стоимость мусоровоза с оборудованием — 20 миллионов рублей.
Водитель мусоровоза Дмитрий Белов разрешает перед соревнованиями посидеть в своей машине. На автодроме жара, а в кабине освежающая прохлада — работает кондиционер. Загадочно поблескивает многочисленная аппаратура.
«За один рейс увожу 80 контейнеров, — рассказывает Дмитрий. — За смену, которая длится 12 часов, делаю рейса три».
По словам директора ООО «Нижэкологии-НН» Андрея Паршина, условия конкурса максимально приближены к городским реалиям.
«Маневрирование в стесненных условиях современных городов – очень важное умение для водителей мусоровозов, — отмечает он. — Ведь порой забирать отходы им приходится из плотно запаркованных дворов».
Впрочем, проверяются не только практические навыки, но знания правил дорожного движения, и осведомленность участников конкурса о видах отходов, которые они могут вывозить.
Пробный шар
О значимости конкурса мастерства водителей мусоровозов говорит начальник управления охраны окружающей среды Минэкологии Нижегородской области Владимир Никифоров:
«Наш регион — один из лидеров в стране по реализации мусорной реформы, — отмечает он. — Но эффективность исполнения государственных программ зависит не только от органов государственной власти и руководителей местного самоуправления, но и от рядовых исполнителей — водителей мусоровозов, их умения качественно, своевременно и при любых погодных условиях осуществлять работу по вывозу мусора. Именно качество и своевременность вывоза мусора влияют на отношение людей к органам государственной власти и задачам, которые они выполняют. Региональный оператор и компании-подрядчики — активные участники всех наших акций по экологическому просвещению, всегда поддерживают наши инициативы, помогают в вывозе мусора после экологических субботников».
По словам организаторов, этот конкурс — первый пробный шар. В дальнейшем подобные соревнования будут проводиться на системной основе.