Музыка — вечна
Знающие люди утверждают, что самое сильное воздействие на слушателя оказывает хоровое пение. Правильно и гармонично подобранный голосовой регистр насыщает пространство звенящими вибрациями. Мало того, что живые голоса оказываютогромное лечебное действие на человека, хоровое исполнение также помогает изгонять не только телесные, но и душевныенедуги. Наши предки хорошо знали об этом и поэтомулюбили петь вместе. К тому же хоровое пение — это самый древний на земле вид искусства. И свою родословную он ведет от совместных славословийи торжественных гимнов в честь богов обширного пантеона древних времен. Пращуры верили, что таким образом быстрее доходит до небес обращение. Более глубокий смысл этот жанр приобрел в апостольские времена. Поэтому не случайно церковные, или духовные — песнопения вот уже на протяжении сотен и тысяч лет являются основной частьюслужб. Многие известные композиторы прошлого в своем творчестве вносили свой вклад в это направление. Сегодня эту линию продолжают и современные музыканты. Здесь, как и в другом виде искусства,поле деятельности для творчества огромное. Духовные песнопения относятся к академическому направлению, где существуют свои правила и требования. На эту тему мы поговорили с известным в Арзамасе музыкантом Натальей Владимировной СЕЛИВАНОВОЙ. У нее высшее академическое образование, есть немалый опыт работы регентом церковного хора в Воскресенском соборе. Несколько лет назад один московскийдьякон Патриаршего хорауслышав духовные песнопенияарзамасцев, был поражен высоким уровнемисполнительского мастерства. — Основная особенность духовных песнопений в том, что они помимо соблюдения всех канонов, должны исполняться душой в прямом смысле этого слова, ‑отмечает Наталья Владимировна. — Поэтомуисполнитель должен прочувствовать каждое слово и ноту. Здесь я благодарна своим преподавателям из Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, где получила специальность дирижера академического хора. Я с уважениемвспоминаю своих наставников — Атлантова, Шостаковича идругих. Они прививали нам бережное и трепетное отношение к классике. Не случайно сегодня питерская школа исполнительского мастерства по-прежнему остается лучшей как в нашей стране, так и за рубежом. Она начала петь в церковном хоре ещестуденткой музыкального училища. Вначале это был просто интерес как музыканта. Но вскоре почувствовала всю красоту и величие духовных песнопений. Хотя в настоящее время она уже не является регентом, но по-прежнему продолжает петь в качестве рядового исполнителя в сельской церкви. Некоторые по этому поводу недоумевают: как же так, она в настоящее время занимается эстрадным вокалом, у нее немало учеников, которые добились признания на российском уровне, и в то же время — церковное исполнение? — Я сегодня уже не могу без духовных песнопений обходиться, — улыбается Наталья Владимировна, — они обладают необыкновенной притягательной силой. Все слышали выражение «душа отдыхает». Так это со мной и происходит на клиросе. Ее рабочий день заполнен до предела. Она преподаватель общеобразовательной школы № 2 им. Пушкина, ведет классы в музыкальной школе, сотрудничает с музыкальным колледжем. Постоянно общается с теми, кто так или иначе связан с церковным хором. А таких единомышленников у нее в России немало.