Мы помним чудные мгновенья
22 ноября гала-концертом завершился Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень». Ныне, пожалуй, не было сенсаций, но можно с полным основанием утверждать, что нижегородцы обрели яркие впечатления от встреч с высоким искусством, свои чудные мгновения. Перед коллективом нашего академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина хочется снять шляпу, памятуя о том, что затеял он первую «Болдинскую осень» еще в 1986 году. Малоподходящее было время для больших культурных начинаний, тем более связанных с классикой. Но инициаторы уже третье десятилетие продолжают прекрасное дело, не пропустив ни одного года. Предлагают разнообразную фестивальную программу, призванную пропагандировать творчество Пушкина, лучшие достижения музыкального театра, знакомя земляков с яркими его деятелями. Вот и ныне — более десятка приглашенных на праздник интересных солистов балета и оперы из Москвы, Санкт — Петербурга, Воронежа, Чебоксар и даже Южной Кореи. Большинство из них нижегородская публика видела и слышала впервые. За девять дней дано шесть спектаклей и четыре концерта. С особым интересом ожидали меломаны вечера 18 ноября, который объединил в программе «Музыка не знает границ» нижегородских исполнителей и гастролеров из Восточной Азии. За дирижерский пульт симфонического оркестра нашего театра встал профессор Но Тай Чол и очаровал своей энергией, прекрасной музыкальностью. Хороший исполнительский вкус и тонкое понимание европейской музыкальной традиции продемонстрировали и две прибывшие с ним певицы — сопрано Ки Юнг Янг и меццо-сопрано Юнг Сук Чой. Звучали шлягеры из опер Гуно, Сен-Санса, Моцарта, Беллини, Бизе. Только один номер вокалисток напрямую был связан с темой фестиваля, зато дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» они исполнили проникновенно. А дирижер был просто на высоте, предлагая свое прочтение музыкальной Пушкинианы, будь то увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» или весь цикл Г. Свиридова, навеянный «Метелью». Два наших солиста — заслуженный артист России баритон Владимир Кубасов и лауреат премии «Творческая удача» тенор Павел Полянинов внесли свои краски в этот примечательный концерт. И у публики была возможность сравнить манеру, достоинства разных вокальных школ. Кстати, о публике. Особую атмосферу создавало солидное представительство в зале корейской диаспоры. Обилие цветов, энтузиазм слушателей подогревали праздничное настроение и, без сомнения, вдохновили артистов. Те в этом же составе на следующий день отправились в Большое Болдино, чтобы отдать дань еще одной традиции нашего фестиваля — делать творческие подарки жителям знаменитого села. А в театре оперы и балета 19 ноября состоялся еще один замечательный концерт. Премьеру программы «И жизнь, и слезы, и любовь» представила великолепная творческая «сборная». Весь вечер на сцене любимый и признанный не только у нас Нижегородский русский народный оркестр под управлением народного артиста России, профессора Виктора Кузнецова. Вместе с ним выступили солисты нашей оперной труппы — заслуженные артисты РФ Алла Проволоцкая и Елена Шевченко, лауреат Всероссийского конкурса Виктор Ряузов. Во втором отделении чуть ли не с первых тактов взял в плен слушателей гость — народный артист России Евгений Поликанин. Баритон из Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, впервые участвующий в «Болдинской осени», стал одним из открытий нынешнего фестиваля. Великолепный вокал, незаурядный артистизм — и публика устраивает овации после каждого его номера.Программа этого концерта более тесно связана с Пушкинианой. Правда, случились репертуарные переклички с вечером предыдущим, которых, мне кажется, можно было избежать. Опять иллюстрации Свиридова к «Метели», вальс Джульетты, куплеты Эскамильо, увертюра к «Руслану и Людмиле»… Впрочем, повтор не сказался на общем впечатлении от мастерства всех участников вечера. С такой же благодарностью открывала фестивальная публика и новые для себя балетные имена. В «Спящей красавице» горячо аплодировали заслуженной артистке России Елизавете Небесной, гостье из Москвы, и ее дуэту в партии Авроры с нашим принцем Дезире — заслуженным артистом России Леонидом Сычевым. В «Лебедином озере» в образе Одетты — Одиллии предстала еще одна столичная солистка — заслуженная артистка России Елена Музыка. И это стало ответственным экзаменом для лауреата премии «Нижегородская жемчужина» нашего молодого танцовщика Василия Козлова — надо было соответствовать маститой партнерше. Между прочим, в фестивальные дни наши солисты раскрываются и воспринимаются ярче, чем обычно. Сама слышала, выходя после очередного вечера «Болдинской осени» разговоры зрителей о том, что стоит специально сходить на того-то певца, на того-то танцовщика. Чем не замечательный результат праздника оперного и балетного искусства, который нам подарили уже в двадцать третий раз.