Site icon Нижегородская правда

На Форуме креативных технологий обсудили защиту народных промыслов от контрафакта

Недобросовестная конкуренция – одно из главных испытаний для народных художественных промыслов. Поддельные матрешки, лже-гжель, рисунок на одежде и обуви «под хохлому» не просто наносят урон репутации производителей, но ставит под угрозу само существованию народных промыслов. Эти вопросы обсуждались на одной из секций Форума креативных технологий.

Имитация матрешки

Продукция, которая производится вне мест традиционного бытования народного промысла и без соблюдения технологии, является контрафактной. С проблемой имитации народных промыслов часто сталкиваются на фабрике «Хохломская роспись».

«Наше предприятие является лидером в выявлении нарушений авторских прав, – рассказывает генеральный директор АО «Хохломская роспись» Алексей Усманов. – У нас зарегистрированы товарные знаки «Семёновская матрешка», «Семёновская ложка». Наши предприятия выросли из артели, занимались регистрацией промышленных образцов, есть их электронное хранилище, служебные задания художникам. Но постоянно встречаемся с нарушениями авторских прав. Мы даже привозили художницу в суд, чтобы она рисовала перед судьей рисунок и доказывала, что именно она его автор. Хохлома – это не просто рисунок, изделие проходит много этапов, это специальные краски и лаки. У нашей семёновской матрешки есть сертификат качества, как у детской игрушки. А надомники ставят в гараже станок, получают статус самозанятых и выкладывают на маркетплейс название «Семеновская матрёшка» с ценой в 2 – 3 раза ниже, чем у нас. А зачастую используют дешевые вредные краски и лаки».

Алексей Усманов привел пример успешной защиты права на хохломскую роспись: по их заявлению из продажи была изъята контрафактная продукция, продавцу был вынесен штраф.

Право на народное достояние

Жостовская фабрика декоративной росписи также пытается бороться с недобросовестной конкуренцией. Однако, по словам генерального директора Андрея Климачева, ситуация не однозначна.

«Нематериальное культурное наследие само по себе не является объектом интеллектуальной собственности, – отмечает эксперт. – Народные художественные промыслы создавались на основе коллективного освоения народного творчества. С одной стороны, есть некая база стилистических особенностей, с другой – авторские особенности. Если защита авторского права определена, то признание прав на художественно-стилистические особенности затруднительно, это же народное достояние. В 60‑е годы почти все знаменитые фабрики – гжели, хохломы, жостовской росписи – были созданы из артелей. Но являются ли эти фабрики являются владельцами стилистических особенностей, законодательством не определено».

Андрей Климачев уверен, что изделия, которые продают под видом народных художественных помыслов, например, на Арбате в Москве, наносят урон репутации настоящих брендов, так как сделаны некачественно.

«Новые предприятия художественных промыслов паразитируют на действующих организациях, ведь они не вкладывались в их развитие. Поэтому все новые предприятия должна обследовать комиссия и принимать решения по их работе», – считает он.

Введение в заблуждение

Начальник отдела антимонопольного контроля рынка СМИ и рекламы Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Анастасия Залевская констатирует: не все, что производители народных художественных промыслов называют недобросовестной конкуренцией, подходит под это определение.

«Да, предприятие задаёт стандарт. Но для защиты интеллектуальной собственности этого недостаточно, как и его наименования, и региона, где находится промысел. Это не запрещает изготавливать товар в других местах, – отметила она. – Стилистические особенности тоже дискуссионный вопрос. Произведения, связанные с росписью, уходят корнями в далекую историю, и найти автора невозможно. В связи с этим вынесение ограничений на товарный знак или стилистические особенностей было бы неконкурентным. Однако, когда произведения народных художественных промыслов поступают из других государств, это является введением в заблуждение относительно места производства и связи с брендами, которые имеют высокую репутацию».

Есть и успешные примеры развития собственных стилистических особенностей на основе народных промыслов, например, Липецкая роспись. Как напомнила генеральный директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородский области Елена Краюшкина, мастера хохломской росписи в советские времена переезжали в Липецкую область, но там художники начали разрабатывать свой рисунок, свои стилистические особенности, поэтому это не хохлома, а Липецкая роспись.

Патент на секреты мастерства

Сдержать волну контрафакта пытаются таможенные органы. Как отмечает заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Приволжского Таможенного управления Светлана Струкова, таможенная служба приволжского округа выявляет массу контрафактных товаров.

«Таможенные органы имеют право приостановить выпуск товаров, но один раз. В дальнейшем производитель должен включить свой товар в реестр интеллектуальной собственности», – говорит специалист.

Заведующий отделением товарных знаков и промышленных образцов Федерального института промышленной собственности Сергей Ренжин видит первопричину злоупотреблений в том, что инструменты, которые даны государством для защиты объекта интеллектуальной собственности, используются недостаточно.

«Сфера интеллектуальной собственности достаточно сложная, – констатирует он. – Авторское право можно доказывать всю жизнь. Самое надежное – патент на промышленный образец. Все заявки в Роспатент сегодня можно подать через портал госуслуг. Надо использовать все механизмы защиты, которые есть, – связь с местом бытования промысла, товарные знаки, промышленные образцы».

Как отмечают эксперты, необходимо развивать бренд предприятия, использующего и хранящего технологии традиционного народного промысла, гарантирующий подлинность и следование всем секретам мастерства.

Exit mobile version