На Конгрессе традиционной игрушки обсудили особенности производства игрушек для детей с ограниченными возможностями здоровья
На Конгрессе традиционной игрушки в Нижнем Новгороде 12 октября эксперты профессионального сообщества обсудили особенности организации игрового и творческого процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также важность специализированных адаптационных игрушек и их роль в социализации детей.
Для всех детей, вне зависимости от их способностей и возможностей, должны создаваться жизненные условия, помогающие им чувствовать себя увереннее и быть участниками социальных активностей. «Особенным» детям нужен специальный подход в развитии, обучении и воспитании. Игротерапия призвана помочь побороть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться в том, что тревожит на самом деле.
На сессии «Игры, которые лечат — игрушки для детей с ОВЗ. Игротерапия» спикеры вместе с модератором Светланой Лазуренко, ведущим научным сотрудником лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», обсудили создание развивающей среды, способной раскрыть уникальные возможности и индивидуальные способности детей, а также научные знания в области организации игры и творчества детей с ОВЗ. В ходе обсуждения было отмечено, что любая игрушка для «особенных» детей должна обладать специальными техническими характеристиками. Реабилитационный дизайн, включающий многократность использования, высокий уровень тактильного взаимодействия и индивидуальный набор характеристик повышают эффективность от использования игрушек детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Для того чтобы игрушка имела действительно реабилитационный характер, российским производителям необходимо учитывать при проектировании и разработке особые правила и критерии. Для этого необходимо использовать различные науки — как психолого-педагогические, так и технические и медицинские. И только в такой совокупности может быть спроектирована игрушка, которая будет оказывать свое положительное воздействие на реабилитационный потенциал ребенка», — отметила Анастасия Голубчикова, заведующая лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации.
Грамотное взаимодействие педагога и ребенка в ходе игротерапии позволяет преодолеть ограничения в социальной коммуникации и дает ему почувствовать полный спектр эмоций от процесса игры. «Задачей педагога является не только раскрыть игрушку для ребенка с целостной стороны, но и переключить внимание с игрушки на себя, перейдя на финальный уровень готовности к игре, к которому мы стремимся», — сказала Надежда Гусева, руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС.
Основной целью игротерапии с детьми является развитие у них возможности осмысленного взаимодействия с другими людьми и формирование у них эмоциональной вовлеченности в происходящее вокруг.
«Игрушки должны соответствовать сразу двум параметрам: ребенок должен получить значимое впечатление, а специалист — иметь возможность к ним подключиться», — добавила Оксана Аршатская, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
«Необходимы занятия и организованные пространства, где дети смогут учиться управлять своими действиями, движениями и чувствовать свое тело», — говорит Татьяна Мамина, старший преподаватель кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». Современные игровые пространства, специально создаваемые для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют постепенно преодолевать физические ограничения и делают игровой процесс значительно активней и интересней. Постоянные занятия способствуют улучшению вестибулярного аппарата и развитию мышечной системы ребенка.
По итогам дискуссии были выявлены возможности дальнейшего развития в области проектирования игрушек для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Часть уже имеющихся инструментов должна быть доработана. В случае если мы хотим увеличить линейку игровых пособий и изделий для детей с ограниченными возможностями здоровья, нам необходимо проводить масштабные исследования в области наблюдения и анализа эффективности использования тех инструментов, которые у нас есть, и за счет выявления определенных дефицитов как раз и уточнять те критерии, которыми должна обладать игрушка, чтобы быть более эффективной в использовании на практике», — отметила Светлана Лазуренко.
«Играть могут и хотят все. Мы как взрослые должны понимать, что ребенок имеет право не только играть, но и иметь представление о многогранности этого мира. В наших силах этот мир расширить и ни в коем случае не сужать теми физическими особенностями, которые присутствуют у этих детей», — резюмировала итоги дискуссии Инна Евстифеева, методист и тьютор-преподаватель российского производителя «Развивающие игры Воскобовича».