«Шеф, тормози». На нижегородском рынке такси наведут порядок
Газета "Нижегородская правда" №28 от 17.04.2019
Подписка на газетуВопиющий случай с участием такси произошёл в Нижнем Новгороде. Водитель такси избил троих пассажирок в центре города. Девушки вызвали машину ночью, чтобы добраться домой, а оказались в больнице. Этот случай вновь заставил задуматься о том, что на рынке такси далеко не всё гладко.
Битым будешь
Скандал между клиентками и водителем такси разразился из-за внеплановой остановки. По дороге девушки попросили водителя притормозить около магазина, но мужчина резко заявил, что останавливаться не будет, потому что не местный, города не знает.
Пассажирки уже решили выйти и вызвать другую машину, но вскоре водитель сам остановился, а потом накинулся на девушек с кулаками. В результате потасовки одна из них оказалась в больнице и впала в кому. А когда пришла в себя, написала заявление в полицию.
В ГУ МВД России по Нижегородской области сообщили, что в настоящее время по факту произошедшего проводится проверка.
От её итогов зависит, будет ли возбуждено уголовное дело и по какой статье.
К счастью, подобные случаи в Нижегородской области редкость. Однако рынок такси устроен так, что, вызывая машину, пассажир никогда не знает, на кого он наткнётся.
«Всё из-за того, что слишком низкий денежный порог вхождения в рынок такси. Всякое отребье, с трудом окончившее среднюю школу и кое-как сдавшее на права, едва знающее город, но уже возомнившее себя таксистом с большой буквы Т, садится за баранку и бомбит. Лицензия на такси стоит 5000 рублей! В Европе таксисты очень боятся, что у них отнимут лицензию ( цена её 200 000 евро), и ведут себя соответствующе. А у нас отняли – пошёл купил новую, всего и делов», – написал в социальной сети нижегородец Александр Пухов.
Впрочем, многие таксисты не боятся потерять лицензию просто потому, что вообще её не имеют.
Шеф, тормози
Сегодня в Нижнем Новгороде существует единственный официальный таксопарк, где водители гарантировано имеют лицензию, ездят на исправных автомобилях, проходят медицинский предрейсовый осмотр.
Весь остальной рынок такси поделён между диспетчерскими службами, пришедшими в Россию из-за рубежа. Они оказывают исключительно информационные услуги, выступая посредником между водителем и пассажиром.
– У «Яндекс.Такси» нет своих водителей, мы работаем только с партнёрами: таксопарками, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми. По законодательству именно перевозчики несут ответственность за водителей, и в соглашении с ними мы чётко прописываем обязанность соблюдать все необходимые нормы и процедуры, – рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Благодаря существованию подобных служб таксистом действительно может стать практически любой.
– На рынке такси существуют агрегаторы, которые по сути являются организаторами перевозок. Агрегаторы регулируют ценовую политику, но ни за что не отвечают. Таксистом благодаря существованию агрегаторов может стать любой, кто скачает соответствующее приложение на телефон. Есть ли у него права или нет, есть лицензия или нет, в каком состоянии он вышел на работу – никого это не интересует, – объясняет председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член Общественного совета Минтранса РФ Андрей Попков.
Неудивительно, что на рынке такси полно обычных бомбил, которые запросто могут нахамить, отказаться везти, если цена их не устроит, высадить на полдороге. А претензии в этом случае предъявить, получается, некому.
– Я просто-напросто скачал приложение, скинул фотографии своего водительского удостоверения и автомобиля с четырёх сторон, – рассказал бывший таксист Андрей. – Лицензия? Нет, конечно. Такси не было моей основной работой. Я просто занимался этим в свободное время, но, если работать время от времени, денег особых не заработаешь, поэтому бросил.
Региональный минтранс совместно с ГИБДД регулярно проводит рейды на дорогах региона, выявляя водителей, у которых отсутствует лицензия. Такие проверки осложняет то, что далеко не все таксисты, например, ездят с опознавательными знаками. А тех, кто ездит, штраф в 5000 рублей за отсутствие лицензии не пугает.
Так что очевидно, что ситуацию на рынке изменят только более строгий контроль и суровые меры ответственности. И работа в этом направлении уже идёт на уровне Госдумы.
Депутатами Госдумы готовятся поправки в закон о такси, призванные навести порядок в этой сфере.
Основной блок поправок посвящён как раз агрегаторам такси, которые заполонили таксомоторный рынок. Все они без исключения обязаны будут сообщать пассажиру подробную информацию о заказе: номер заказа, госномер такси, марка автомобиля, его цвет и фактическое время подачи.
Но самое, пожалуй, главное – агрегатор не сможет передавать заказы перевозчику, у которого нет разрешения на таксомоторные перевозки. А если такое произойдёт, то агрегатор не только заплатит штраф, но и будет нести всю ответственность за ДТП, если такое случится.
Законопроектом предполагается запрет на подключение к нескольким агрегаторам, чтобы исключить переработки водителей такси. Для этого диспетчерские компании будут подключены к единой системе.
Агрегаторов обяжут становиться на учёт в региональные реестры, серверы компании должны будут размещаться на территории России, а информацию о заказе оператор должен будет хранить не менее полугода.
Но работа над законопроектом, которая началась ещё в 2015 году, пока не закончена. В декабре документ был принят в первом чтении и отправлен на доработку. Чёткие сроки принятия поправок, а также полный их список ещё не определены.
Пассажирам же, как считают эксперты, в случае принятия поправок следует приготовиться к повышению тарифов на такси. Повышение качества неизбежно приведёт к росту цен.