Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко принял участие в коллегии Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Одним из главных вопросов в докладах выступающих стала тема безопасности дорожного движения. Для Госкомпании безопасность на дорогах является приоритетной. В частности, реализуется Программа повышения безопасности дорожного движения. Ежегодно она составляется на основании детального анализа причин возникновения ДТП.
Результаты этой работы позволили обеспечить снижение основных показателей аварийности и сохранить положительную динамику по сокращению смертности от ДТП за период деятельности компании с 2011 года. Число погибших в ДТП снижено на 55,1% при увеличении протяженности сети дорог на 43,2% (с 2599 км до 3771 км). При этом доля соответствия дорожной сети технико-эксплуатационным показателям составляет 86,2%.
В настоящее время протяженность платных участков — 1911 км (или 50,7%). На 30 процентах сети действует повышенный скоростной режим.
Какие именно меры принимаются, рассказал в своем докладе директор Департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения Андрей Казанцев.
Платные участки значительно отличаются по уровню безопасности, этому свидетельствуют показатели по количеству погибших на 100 км на платных и бесплатных участках. Так за 8 месяцев 2021 года число погибших на платных участках более чем в два раза меньше, чем на бесплатных. Высокому уровню БДД на платных участках способствует работа Службы аварийных комиссаров, созданной для оперативного оказания помощи участникам дорожного движения и предупреждения возникновения ДТП. Всего на сети дорог Госкомпании круглосуточно дежурят 84 экипажа. Среднее покрытие платных участков одним экипажем составляет до 20 км, количество выездов – более 75 000 в год, время прибытия на место события – до 15 минут.
Большая часть дорог Государственной компании оснащена системами разделения встречных направлений движения транспорта. На сегодняшний день протяженность участков, оборудованных осевым барьерным ограждением, составляет 2928 км (или 77,6% от общей протяженности). Кроме строительства новых дорог, где в составе работ предусматривается установка осевых дорожных ограждений, в рамках Программы реализуются мероприятия по разделению встречных направлений движения на дорогах Госкомпании. Из общей потребности в разделении встречных потоков, составляющей 124,8 км, уже установлено 67,2 км и в 2021 г. Запланирована установка еще 14 км, что составит 65% от общей потребности или 162,5% от планового показателя 2021 года.
Уже сейчас более 50 процентов ДТП — попутные и боковые столкновения, а также ДТП, связанные с наездом на препятствие, доля которых составляет 16,5%. Практически все из них происходят из-за человеческого фактора.
Основными причинами возникновения ДТП, связанных со столкновениями, наездами на препятствие и стоящее транспортное средство, являются: потеря концентрации водителем при управлении транспортным средством (вызванная усталостью или сном за рулем), а также несоблюдение дистанции и несоответствие скорости конкретным условиям движения.
Если рассматривать дорожно-транспортные происшествия с наездами на стоящее транспортное средство, то часть из них происходит на обочине в местах, запрещенных для остановки транспортных средств на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах. В этом направлении Государственной компанией проводится работа по применению мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, связанных с остановкой и стоянкой транспортных средств («Паркон» в количестве 10 единиц). За период их работы (8 месяцев 2021 года) зафиксировано более 4000 нарушений и направлено более 1600 административных штрафов.
Вызывают озабоченность ДТП, которые произошли с участием транспортных средств, совершивших вынужденную остановку на полосе движения или краевой полосе, в том числе связанную с ранее совершенным ДТП, как правило, без пострадавших, которые в большей степени происходят на бесплатных участках, отметил Андрей Казанцев.
Анализируя такие происшествия понимаем, что причиной их совершения является строгое следование водителями Правилам дорожного движения, запрещающим оставлять место аварии.
Полагаем необходимым рассмотреть возможность внесения изменений в Правила, позволяющих смягчить или исключить административные наказания за оставление места ДТП без пострадавших.