Site icon Нижегородская правда

На "Соколе" начали создание Ил-114-300: как нижегородские самолеты изменят мир авиаперевозок

В Нижнем Новгороде приступили к производству первого серийного пассажирского самолёта Ил-114-300. Он создаётся для обслуживания региональных рейсов.

 

Мне бы в небо

На нижегородском авиазаводе «Сокол» начали изготовление отсеков фюзеляжа пассажирского самолёта Ил-114-300. Работы по производству судна начались ещё в прошлом году, но теперь создание новых Илов готовы поставить на серийные рельсы.

– На авиазаводе «Сокол» будут изготовлены семь отсеков фюзеляжа пассажирского самолёта. После этого они будут переданы для окончательной сборки, – сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). – В кооперации по изготовлению агрегатов участвуют также серийные заводы «ВАСО» и «Авиастар-СП» в Воронеже и Ульяновске. Финальная сборка будет осуществляться на производственных площадях РСК «МиГ» – на Луховицком авиационном заводе им. П. А. Воронина.

В ОАК также отметили, что проект гражданского самолёта Ил-114-300 разработан и будет полностью запущен с использованием новейших цифровых технологий, что позволит осуществлять работу по бесчертёжной системе.

Ил-114-300 является модернизированной версией турбовинтового самолёта Ил-114-100, который выпускался на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. Чкалова, но в небольшом количестве, и использовался в основном в Узбекистане.

Экипаж нового самолёта состоит из командира и второго пилота. На Ил-114-300 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолётных систем отображаются на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях.

По мнению экспертов, немаловажным является и то, что с началом производства Ил-114-300 произошёл ещё один серьёзный шаг в возрождении гражданского авиастроения.

Ил‑114-300 предназначен для местных воздушных линий, рассчитан на 60 пассажиров и должен заменить Ан‑24,
который выходит из эксплуатации

Полетаем?

В советские годы выпускалось до 150 гражданских самолётов в год, притом что ставка была сделана в большей степени на военный авиапром.

Но в 90-х годах произошёл резкий спад выпуска в авиапромышленности, и гражданская авиация просела сильнее военной. Так, в 1991 году было произведено 62 гражданских самолёта, а в 1996 году всего пять.

Одновременно с этим произошло падение уровня авиаперевозок. Если в 1990 году был поставлен рекорд в 94 млн пассажиров, то в 1999-м и 2000 годах – менее 22 млн пассажиров. У людей просто не было денег, а тарифы на авиаперевозки росли.

Авиапарк стремительно изнашивался. Компании реэкспортировали подержанные советские самолёты, от которых стали отказываться бывшие социалистические страны, покупали служебные самолёты у различных предприятий, а также брали иностранные лайнеры в лизинг.

В 2000-е годы страна постепенно пришла в себя, стали расти и объёмы авиастроительной отрасли. К сожалению, это относилось к военной авиации, гражданская так и не оправилась. Несмотря на рост уровня авиаперевозок, на внутреннем рынке прочно закрепились иностранные компании. В основном речь идёт, конечно же, о Boeing и Airbus. В период с 2000-го по 2008 год российские авиакомпании приобрели около 280 пассажирских самолётов иностранного производства.

Федеральной целевой программой была поставлена цель – создать конкурентоспособную авиационную технику, чтобы поставлять её и на внутренний, и на внешний рынки.

Так появился Sukhoi Superjet 100. Первый серийный самолёт был передан армянской авиакомпании в 2011-м. В том же году начались поставки «Аэрофлоту».

Большие надежды гражданского авиастроения возлагаются на М-21, который по своим характеристикам сможет составить конкуренцию Boeing и Airbus.

В 2017 году Президент России Владимир Путин заявил: «Любой уголок России необходимо сделать равнодоступным для граждан».

На сегодняшний день мешает этому именно острая нехватка самолётов для региональных перевозок. Об этом в начале февраля этого года на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта говорил руководитель Росавиации Александр Нерадько. По его словам, не хватает самолётов небольшой пассажировместимости, которые могут взлетать и приземляться в трудных условиях.

Одним из таких неприхотливых регионалов станет Ил-114-300.

Пошли на взлёт

По словам заместителя главного редактора журнала «Арсенал Отечества», эксперта в области авиации Дмитрия Дрозденко, преимущество Ил-114-300 в том, что он способен приземляться на «не сильно оборудованные аэродромы».

– Если рассматривать машины класса Sukhoi Superjet, то им нужен хороший аэродром, хорошее обслуживание. А более неприхотливых машин, самолётов класса Ан-24, у нас не осталось, – сказал Дмитрий Дрозденко в эфире радио Sputnik. – Сам этот самолёт устарел, поэтому на замену разрабатывается Ил-112В – грузовой вариант и Ил-114-300 как замена пассажирскому. В противном случае пришлось бы закупать зарубежные, что в принципе нежелательно делать не только с точки зрения производства, но и безопасности.

Многие эксперты уверены, что Ил-114-300 будет востребован не только на внутреннем, но и на зарубежном рынках. Он может составить конкуренцию франко-итальянским самолётам ATR-72. При примерно одинаковой вместимости расход топлива у Ила меньше, а дальность полёта больше.

Но и без зарубежных рынков самолёт российского производства будет востребован. Как раз сейчас в России идёт создание авиакомпании, которая будет эксплуатировать суда отечественного производства. Её основной целью будет осуществление перевозок пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и труднодоступных районах.

Первый испытательный полёт Ил-114-300 планируется произвести уже в конце ноября этого года, а в 2021-м производство лайнеров будет поставлено на поток.

Exit mobile version