Site icon Нижегородская правда

На старт! Внимание! Ап! Стартап заменит диплом в 2019 году

Выпускники российских вузов смогут теперь представлять на суд аттестационной комиссии не только дипломные проекты, а бизнес-планы собственного дела. Такая возможность предусматривается федеральной программой «Цифровая экономика».

Минобрнауки планирует широко применять нововведение с 2019 года, но некоторые вузы в порядке эксперимента уже перешли на новую схему. Так, в прошлом году выпускники 70 российских высших учебных заведений вместо дипломных работ представили на суд аттестационной комиссии проект по развитию бизнеса. А в Дальневосточном федеральном университете ещё в 2017 году в качестве дипломной работы засчитали проект, созданный одним из студентов. От молодого человека не требовали подготовить письменную работу с описанием своего стартапа. Его проект уже стал резидентом Сколково и самостоятельно привлёк инвестиции в размере 10 миллионов рублей. В числе успешных проектов выпускников РЭУ им. Г. В. Плеханова – детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, детский фэнтези-лагерь и антикафе. В Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) успешно прошла защита магистерских выпускных проектов по предпринимательству. Среди проектов преобладали ИТ решения – от агрегатора хостелов и общежитий до сервиса интернет-продаж экопродуктов. Были и «железные» проекты – одна из команд выпускников представила индивидуальные кондиционеры. Так что пока это коснулось только слушателей профильных дисциплин.

Оно и неудивительно. Ведь настоящий бизнес-план – продукт междисциплинарный, в котором должны найти отражение как профильные знания, так и компетенции из области бухгалтерии, налогообложения, маркетинга и многих других сфер.

На сегодняшний день ни в Европе, ни в США практика «стартапа как диплома» не распространена – Россия идёт впереди планеты всей. Чем это вызвано? Как свидетельствует статистика, только 37 % выпускников отечественных вузов, колледжей и техникумов работают в той же сфере, в которой получили образование. Ещё 29 % молодых людей сообщили, что их работа «связана со специальностью», а 27 % трудятся в совершенно другой области. Работа над бизнес-планом, полагают инициаторы новшества, поможет студентам определиться, как в дальнейшем применять полученные знания на практике.

Кроме того, формат национальных исследовательских университетов и технологических кластеров подразумевает синтез прорывных научно-исследовательских компетенций с предпринимательской практикой. Студенты и выпускники могут на самых ранних этапах воплощать свои идеи в жизнь, презентовать их, привлекать инвесторов. Это способствует формированию культуры стартап-деятельности – ключевого фактора развития современной экономики знаний. Подобный подход к образованию способствует его ориентированности на практику, приближению науки и образования к потребностям рынка.

Существует вопрос: кто и как будет оценивать студенческие стартапы? Особенно в тех вузах, где экономическое направление отсутствует или представлено крайне слабо. Для того чтобы защита проектов не превратилась в фарс, нужно привлекать компетентных специалистов со стороны. А это может вылиться для учебного заведения в дополнительную и немалую статью расходов.

Другой вопрос: как быть будущим гуманитариям? Какой стартап составит студент-историк или филолог? Да и представители естественно-научных, технических дисциплин не пойдут все как один в предприниматели. Кто же будет работать в госсекторе, в НИИ и КБ?

Мнения

– Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС готов принимать в качестве выпускной квалификационной работы стартапы, – пояснила начальник учебно-методического управления Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Ирина Гладышева. – Но пока на 2019 год заявок от студентов на выполнение ВКР в виде проекта не поступало.
При этом стоит отметить, что элементы стартапов присутствуют в итоговых аттестационных работах выпускников программ дополнительного профессионального образования. Речь идёт о программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, по которым обучаются управленцы.

– В Приволжском исследовательском медицинском университете защита дипломных работ практикуется только на фармацевтическом факультете, –уточнил руководитель пресс-службы ПИМУ Алексей Никонов. – Среди выпускников университета таких в год насчитывается 10 – 12 человек. Так что тема замены дипломных работ стартапами для нас не актуальна. Хотя многие студенты ПИМУ участвуют в конкурсах молодых начинающих предпринимателей программы «Умник». Поэтому, изучив опыт вузов, принимающих стартапы вместо дипломных работ, медицинский университет, возможно, в следующем учебном году введёт такую практику.

Exit mobile version