Знаменитая поэма Байрона о пиратах превратилась в красивейший спектакль на сцене Нижегородского театра оперы и балета. Воздушный, яркий, многоцветный балет, с одной стороны, получился хрупким и нежным, как крылья бабочки, а с другой – глубоким, драматичным и философским.
Несмотря на то, что для нашего театра это уже третья постановка «Корсара», таким роскошным этот балет в Нижнем ещё не видели. Это первое большое творческое полотно, созданное новой командой театра. И оно раскрыло зрителям новые возможности артистов балета и показало мастерство цехов, без устали с утра и до ночи готовивших эту феерическую премьеру, претендующую на самый эффектный спектакль года.
В своём первом интервью на посту директора и художественного руководителя театра, данном «НП», Александр Топлов пообещал, что мы увидим его за дирижёрским пультом. И вот на «Корсаре» нижегородцы смогли в полной мере оценить его мастерство. Дирижёр – постановщик спектакля, он и сам был невероятно артистичен, взмахом дирижёрской палочки в единое целое объединяя драматургию, музыку и танец, выверенный до жеста блестящим хореографом Морихиро Ивата.
Ивата создал свой рисунок балета на основе классической основы Мариуса Петипа по вновь написанному либретто, автором которого стала Ольга Ивата. Сложнейший хореографический язык балета, впервые поставленного им в Улан-Уде и заново переосмысленного в Нижнем, насыщен эффектными прыжками и поддержками. Хореограф задал артистам очень высокий темп, чем достиг просто ошеломительного эффекта стремительности действия. Зрители в зале совершенно не ощущают время, за которое разворачивается действие. И при этом каждую сцену артисты отыгрывают, сочетая отличную технику с глубоким драматизмом и лиризмом. Блестяще исполнил партию предводителя корсаров Андрей Орлов. Сильный, мощный, с невероятной энергетикой, он покоряет зрителей созданным им образом благородного пирата. Великолепны и его партнёрши – чувственная, нежная, воздушная Татьяна Казанова в роли Медоры и решительная, дерзкая Елизавета Мартынова в партии Гюльнар. Очень эффектен и Сеид-паша – Василий Козлов. Его герой, царственный и уверенный, настоящий всесильный правитель.
И, конечно же, огромную роль в спектакле играет сценография. В этом балете она просто роскошна. Её авторы – главный художник Бурятского театра оперы и балета Алексей Амбаев и художник по свету Константин Никитин из Большого театра – создали истинную сказку. То перед нами предстают на сцене грозные скалы и парусник, покачивающийся на волнах в пиратской бухте. Причём волны переливаются и дрожат, совсем как настоящие, под покровом мерцающих звёзд. А потом во всей пышности мы видим восточный дворец с золотыми павлинами, морем цветов и фонтанов. И тут же пожар в клубах дыма, и суровая тюрьма со звоном кандалов, и стремительно летящими за окном алыми закатными облаками – предвестниками кровавой драмы.
Отдельное восхищение вызывают пышные, исторически достоверные костюмы, созданные Аллой Шаманиной. Они фантастически красивы и в то же время дают полную свободу движений исполнителям, выгодно подчёркивая их мастерство. Всё это вместе подарило зрителям великолепный спектакль, открывший новую блестящую страницу для Нижегородского театра оперы и балета. Нет сомнений, что «Корсар» станет одним из фаворитов репертуара и принесёт театру признание и награды.
12+