В Нижнем Новгороде, на ул. Березовской, 118, начались работы по сохранению и восстановлению мозаичного панно «Быстрее, выше, сильнее» авторства заслуженного художника РФ Валентина Любимова, созданного к Олимпиаде-80. Восстановление объекта стало частью разработки комплексного пилотного механизма по сохранению объектов монументально-декоративного искусства советского периода на территории Нижегородской области.
Как сообщает министерство культуры региона, мозаика «Быстрее, выше, сильнее» в Московском районе — одна из самых больших в Нижнем Новгороде. Она была создана художниками-монументалистами Горьковского творческого производственного комбината под руководством Валентина Любимова к московской олимпиаде 1980 года. Расположение ее именно на доме № 118 по ул. Березовской было обусловлено, в частности, тем, что фасад выходит на стадион «Старт». Над эскизами мозаичного панно Валентин Любимов работал почти три года.
«Ситуация с сохранением такого пласта нашего наследия, как советское монументально-декоративное искусство, непростая, в том числе в связи с отсутствием нормативной базы. Но уже сейчас мы начали этот путь: советуемся с коллегами из федерации, общаемся с другими регионами, изучаем опыт. В сентябре при министерстве культуры собрали экспертный совет, который начал ревизию имеющихся в регионе объектов для того, чтобы выявить ценность и уровень сохранности каждого. На основе этой информации будем искать варианты создания пилотного регионального механизма», — отметила министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова.
Сохранение мозаики на Березовской стало частью начатой работы. Процесс восстановления панно был разделен на три этапа. Исследование состояния мозаики, в первую очередь, клеевой основы, на которой держится смальта, проведенное реставраторами, показало, что восстановление панно без его снятия невозможно. Поэтому сейчас кварты, из которых состоит мозаика, аккуратно снимаются и пронумеровываются. Занимаются демонтажем профессиональные и опытные реставраторы компании ArtWorker, задача которых — сделать это максимально бережно и грамотно. На первый этап из муниципального бюджета было направлено более 900 тыс. рублей.
«После полного демонтажа мозаика уедет к реставраторам, где и начнется процесс восстановления. Сохранившиеся авторские элементы будут укрепляться, а утраченные — воссоздаваться с нуля. Для этого будет специально вариться смальта. Только представьте, реставраторам, по предварительной оценке, предстоит подобрать более 25 оттенков! Помогут в работе по воссозданию авторские эскизы Валентина Любимова», — отметила Наталья Суханова.
Вторым этапом станут работы непосредственно в мастерских и изготовление смальты для воссоздания утраченных элементов панно.
«Мы получили документы и эскизы Валентина Любимова, благодаря которым полностью понимаем авторскую задумку. Кроме того, перед началом демонтажа была проведена детальная фотофиксация и каталогизирование каждого участка. Это позволит воссоздать мозаику в ее изначальном виде. Для реконструкции утраченных участков смальта после проведения цветопроб будет вариться специально. Вне зависимости от того, является работа объектом культурного наследия или нет, для нас это произведение высочайшего уровня и качества, и мы подойдем к сохранению со всем должным почтением и уважением», — отметил художник-реставратор Никита Поляков.
Возвращение панно «Выше, быстрее, сильнее» на свое место запланировано на теплый сезон 2024 года.
Напомним, что в сентябре 2023 года при министерстве культуры Нижегородской области был создан экспертный совет по художественной экспертизе произведений монументально-декоративного искусства советского периода, находящихся на территории региона. В его состав вошли представители музейного сообщества, Союза художников и Союза архитекторов, Академии художеств России и профильных министерств и ведомств и другие эксперты, в том числе практики. Задача совета — изучить произведения нашего региона, чтобы понять их состояние, ценность и определить возможные варианты их дальнейшего сохранения. Первичным результатом работы совета должен стать реестр имеющихся в Нижегородской области объектов с разбивкой по характеристикам, в том числе по уровню художественной ценности и степени аварийности.
Основой для работы совета стал электронный каталог советского монументально-декоративного искусства, созданный в начале этого года Александром Казариным при поддержке Президентского фонда культурных инициатив — монументальное.рф. Кроме того, к работе по оценке состояния ключевых объектов и способов их спасения уже привлечены в качестве консультантов ведущие реставраторы Санкт-Петербурга и Москвы.
«Работа веется не только в Нижнем Новгороде, но и в районах, где находятся прекрасные образцы монументально-декоративного искусства. Мы направили в муниципалитеты запрос о наличии на их территории объектов, чтобы свериться с имеющейся в нашем распоряжении базой и при необходимости ее расширить, и рекомендации о необходимости сохранения этих объектов и содействия работе экспертного совета. „Обратную связь“ получили от всех районов. Очень радует готовность коллег к конструктивному взаимодействию», — отметила Наталья Суханова.
Напомним, в начале октября в Дзержинском музыкальном колледже завершилось восстановление двух мозаичных панно — «Муза» и «Вдохновение», — созданных в 1969 году живописцем, графиком и монументалистом Вячеславом Осиповым. Занимались работами выпускники первой группы Школы реставрации мозаик под руководством художника-монументалиста Раиса Ханнанова и Александра Казарина, создателя электронного каталога монументальное.рф. Восстановление мозаик проводилось на грантовые средства.