Нашим лесам – финские дороги
На прошлой неделе в Нижегородской области прошел обучающий семинар по строительству лесохозяйственных дорог, организованный департаментом лесного комплекса Нижегородской области совместно с финским центром развития лесного хозяйства «Тапио».В семинаре приняли участие директор департамента лесного комплекса Нижегородской области Юрий Гагарин, руководители государственных лесохозяйственных предприятий Нижегородской области, представители Марийского государственного технического университета, департамента лесного хозяйства Костромской области, организаций, арендующих земли Лесного фонда, расположенные на севере области.В первый день работы семинара финские коллеги рассказали о лесном секторе и лесных отношениях в Финляндии. После этого эксперт по лесным дорогам «Тапио» Илппо Грейс рассказал о преимуществах постоянно функционирующих лесных дорог, планировании сети лесных дорог, трассировании и проектировании лесной дороги. Также, применяя подготовленные схемы, Илппо Грейс продемонстрировал конструкцию и технологию строительства, ремонта, содержания лесной дороги.Вообще лесные дороги — это дороги на землях лесного фонда, их основное назначение — обслуживать потребности лесного хозяйства, обеспечивать доступ органов управления лесным хозяйством и лесопользователей к конкретным лесным массивам. Лесные дороги обычно примыкают к дорогам общего пользования, железнодорожным станциям, водным путям, населенным пунктам, в которых расположены нижние склады лесозаготовительных предприятий.Использование лесного потенциала области в значительной степени зависит от качественного и количественного состояния транспортной сети в лесных массивах. Мировой и отечественной практикой доказано, что обеспечение принципа непрерывного и неистощимого пользования лесным фондом возможно лишь при условии доведения густоты дорожной сети до 5 — 10 м/га. Густота дорог 10 м/га будет обеспечена, если одну просеку в кварталах по направлению грузопотока превратить в дорогу. Для сохранности лесных земель, говорили финны, дороги следует прокладывать преимущественно по квартальным просекам. В переувлажненной местности дорожная сеть должна быть совмещена с мелиоративной сетью.Имеющиеся в настоящее время в лесничествах дороги, используемые как для лесопользования, так и для лесовосстановления, разделяются на дороги общего пользования, лесохозяйственные и лесовозные.В зависимости от преимущественного назначения лесные дороги можно разделить на лесовозные, служащие главным образом для вывозки древесины;лесохозяйственные, обеспечивающие постоянное выполнение лесохозяйственных мероприятий; противопожарные, обеспечивающие проезд в пожароопасные районы и по их территории; хозяйственные, предназначенные для перевозки грузов хозяйственного назначения от путей общего пользования до предприятий, и туристские дороги в отдельные районы, на туристские базы, в зоны отдыха, в охотничьи хозяйства…Из-за разнообразия почвенно-грунтовых условий в лесничествах состояние грунтовых лесохозяйственных дорог существенно различается. Они в большинстве случаев являются непрофилированными, имеют неудовлетворительное состояние из-за неблагоприятных грунтово-гидрологических условий и пригодны для проезда лишь в сухое время года летом и в зимний период.Из всех лесных лесовозные дороги имеют наибольшие грузообороты и в связи с этим наиболее высокие технические параметры. В зависимости от срока действия и количества перевозимого груза лесовозные дороги имеют пути различной конструкции и мощности, которые подразделяются на магистрали, ветки и усы. Лесохозяйственные дороги, как правило, имеют меньшие, чем лесовозные, грузообороты (обычно до 100 тыс. куб. м), но проектироваться и строиться они должны как дороги постоянного действия.Демонстрация построенного 19 августа участка дороги прошла на второй день работы семинара, 27 августа, в Шахунском районе. Там участники семинара воочию увидели, смогли пройтись по лесной дороге, построенной профессиональными финскими экспертами. На месте была сделана даже площадка, оборудованная для небольшой лекции: размещены стенды департамента лесного комплекса Нижегородской области и схемы конструкции лесной дороги. Обучающая часть семинара продолжилась именно там.