Нашли «Атлантиду»
Все мы родом из СССР. Поэтому 100-летний юбилей Октябрьской революции не мог пройти незамеченным. Одним из самых масштабных событий в Нижнем Новгороде стала выставка «Красная Атлантида», открывшаяся в Художественном музее.
Атлантида здесь — символ Советского Союза, погрузившейся в бездну времени огромной страны, легенды о которой влекут и манят до сих пор… Почувствовать себя частью этой легенды теперь может каждый.
Рядом со Сталиным
Выставка, посвящённая столетию революции, поразила даже постоянных посетителей музея. Большинство работ, а их более двухсот, почти никто никогда не видел — они десятилетиями хранились в запасниках, свёрнутые на валах, и впервые после реставрации предстали перед зрителями во всём великолепии.
Это монументальные полотна, показывающие жизнь Страны Советов во всех её ипостасях — от комнатки в новостройке, где мать из окна показывает малышу необъятный мир, до блистательного парада на Красной площади. Причём зрители смотрят его как будто… стоя на Мавзолее в 1949 году — рядом со Сталиным, Жуковым, Рокоссовским, Молотовым, Будённым, Микояном и даже Берией. Огромная картина «Слава партии большевиков!» Гордона и Гуревича создают невероятное ощущение присутствия, сразу настраивающее на восприятие эпохи. Толпы людей с транспарантами словно на секунду замерли у ваших ног в многоцветном и тысячеликом праздничном шествии. Посетители старшего поколения снова и снова возвращаются в этот зал, чтобы хотя бы на секунду ощутить давно забытое чувство «советского человека».
Мир строителей коммунизма
Переходя из зала в зал можно увидеть историю страны с 1917 по 1991 год, запечатлённую в живописи, графике и скульптуре. Блестящие работы классиков советской живописи – Герасимовых, Пластова, Дейнеки, Оссовского, ждавшие своего часа в запасниках музея, показывают мир великих свершений и гигантских строек. Тут и производственное совещание «Ударники электромонтажного завода им. И. И. Лепсе» Корыгина, и «Ремонт керченских домен» Пшеничникова. Соцреализм во всём его натурализме завораживает своей детализацией.
И тут же – нежнейшие картины, показывающие советского человека на отдыхе. Вот бесконечная волжская даль, залитая солнцем, и песня под баян, в которой слились голоса детей и взрослых, плывущих на теплоходике, – полотно Варламова «По Волге широкой…» Встреча влюблённых под крымским палящим солнцем — «Севастополь. Встреча» Нисского. А рядом – удивительное по заряду мира и счастья полотно «Юные авиамоделисты» Варламова: так и хочется вбежать на отмель, слепящую бликами чистейшей воды, на которой мальчишки запускают гидроплан.
История в лицах
Отдельно можно рассматривать галерею портретов. В них отразилась вся советская эпоха. Разножанровые портреты вождя революции – Ленина, гордый профиль Дзержинского, во весь рост изображённого на монументальном полотне Самсонова «Великий страж революции». А рядом — бюст Горького, выполненный Томским, и великолепный портрет писателя на красном фоне кисти Ефанова, приковывающий внимание всех посетителей. Сурово смотрит со стены Чкалов с портрета Штейнера.
И тут же образы рабочих – известная скульптура Кикина «Сталевар» и портрет «Пастух Недугов», вырезанный из тёплого, почти живого дерева мастером жанра Гусевым.
По выставке можно ходить часами, с каждой минутой всё больше ощущая ушедшую эпоху и погружаясь в неё, как Атлантида в пучину. Хочется верить, что эти великолепные работы не уйдут снова в запасники, а будут и дальше удивлять зрителей.