11 ноября отмечается несовсем обычный праздник - Всемирный день шопинга. Этот процесс стал неотъемлемой частью современной жизни. Пройтись по магазинам любят сегодня не только представительницы прекрасного пола, но и мужчины.
Является ли шопинг с психологической точки зрения средством для снятия стресса, особенно в условиях коронавируса? Это мы решили узнать у нижегородского психолога Натальи Лысухиной.
- Полагаю, вы не раз видели в фильмах узнаваемый образ женщины с пакетами известных брендов, которая пошла по магазинам после увольнения с работы или крупной ссоры. Это надежно убедило нас в том, что шопинг может помочь справиться со стрессом. Сейчас, в период пандемии, когда так много тревоги и неопределенности, особенно хочется найти «спасательный круг».
Конечно, шопинг может быть только кратковременным способом избегания тревоги. Однако совсем списывать его со счетов не стоит, ведь у тех, кто увлечен шоппингом, при совершении покупок может выделяться гормон счастья - дофамин, выброс которого действительно поможет забыть о проблемах на какое-то время. На наше настроение в данном случае влияет не только сам факт приобретения желаемой вещи, но и приятный интерьер магазина, общение с вежливым продавцом, понятный интерфейс и хороший сервис интернет-магазинов или просто ощущение соприкосновения с красивыми вещами.
Впрочем, у такого приятного процесса есть и обратная сторона. Злоупотребление шопингом может стать опасным, превратиться в вид компульсивного поведения, когда порог получения положительных эмоций у покупателя снизится, а покупать захочется все больше и больше, и тогда уже процесс покупки станет дополнительным источником тревоги.
Как же минимизировать риски?
Во-первых, важно определить перед началом шоппинга что именно Вам нужно и следовать строго определенной цели.
Во вторых, не стоит идти за покупками, если Вы понимаете, что находитесь в состоянии стресса – высокая вероятность совершить необдуманные покупки.
Во третьих, стоит установить ежемесячный денежный лимит на покупки и не превышать его. Тогда риск приобретения бесполезных вещей и резких нецелесообразных трат станет минимальным.
В шопинге, как и во всем остальном, важна правильная постановка целей, и тогда он принесет не разочарование, а позитивный опыт.