Site icon Нижегородская правда

Наука бить в колокола

Все больше храмов открывается на нижегородской земле. В дни церковных праздников мы уже привыкли слышать мелодичный колокольный звон, плывущий над городом. А знаете, что все звонари в Нижнем Новгороде — выпускники нижегородскойшколы колокольного искусства, уже третий годвыдающей дипломы своим выпускникам? Мы с фотокорреспондентом «НП», договорившись с руководителем этой школы Алексеем Пестрецовым, пришли на одно из первых занятий нынешнего набора. — Самый тяжелый колокол — благовестник, — рассказывает преподавательница теории музыки Елена Юрьевна Кудряшова. — У него длительный звуковой путь. Ведь чем тяжелее колокол по весу, тем больше волна его звучания. Его удар графически изображается как целая нота… Взрослые ученики прилежно записывают в тетрадки ноты, рисуют таблицу. Случайных людей, как рассказывают преподаватели, здесь не бывает, несмотря на отсутствие ограничений по возрасту. В школу принимают всех желающих от 15 и до «условных»60 лет. Ноискатели развлечений или подработкиотсеиваются быстро. Ведь деньги звонарь получает символические.Остаются те, кому это действительно важно — например, служащие при храмах. Хотя в кризис возможность получить новую специальность (а по окончании школы выдаются настоящие дипломы) интересует многих. Звонят, спрашивают о зарплате звонаря и помощи при трудоустройстве. — В постсоветское время звонарями становились самоучки, и звонили они, как Бог на душу положит, — говорит Алексей Федорович. — Чтобы исправить эту ситуацию, архиепископ Георгий подал идею открыть свою школу колокольного искусства. С этой целью меня, звонаря-самоучку,отправили в Ярославскую школу звона перенимать опыт ее работы.Интересно, что звонарем может быть и женщина. В этом наборе их две из тринадцати человек. Молодые, не больше тридцати лет. Так, Ольга приехала в Нижний из села Глухова Дивеевского района специально ради занятий в школе колокольного искусства. В ее селе восстанавливается храм, уже и колокола привезли, а звонить некому. Ее немного обучил приезжий мастер, размещавший колокола, но захотелось усовершенствовать мастерство. Другая девушка, Марина, приехала учиться из Абабковского монастыря, при котором живет. Кстати, по договоренности с нижегородской семинарией в каждый набор принимают по два-три семинариста, не больше.Преподаватель музыки Елена Юрьевна — выпускницаНижегородской консерватории по отделению фольклористов. Можно только поражаться, как ей удается донести всего за несколько недель до «музыкально неграмотных» учеников тонкости структуры звона. «Марина, у вас такое загадочное лицо! Но вы все освоите, не беспокойтесь!» — с юмором подбадривает она оробевшую от новой информации ученицу. Благовест, зазвонная группа, подзвоны — все они должны звучать в строго определенной последовательности ив соответствии с ритмом. «Если благовест у вас «убежал»,не сможетеускорить зазвоны (колокола меньшие по размеру и с более высоким звуком. — Авт.)», — терпеливо объясняет преподавательница. Кроме музыкальной теории будущие дипломированные звонари изучаюти литургику (науку о церковном богослужении), и церковное пение, и кампанологию (науку о колоколах). И каждый день обязательная практика на учебной звоннице, на которой тросы колоколов привязаны к специальному столбику, а самый большой колокол выведен на отдельную ножную педаль. Под громкий счет преподавателя ученики ритмично на нее нажимают, добиваясь звука необходимой продолжительности. — Колокол состоит из нескольких частей. Корона, уши, плечи, тело, — рассказывает на уроке кампанологии Алексей Федорович. — Русские колокола и манера их звонаполностью отличаются от католических — по звуку, форме,способу звона. Например, только в Россиии Восточно-славянских странах распространен такой способ звона, при котором сам колокол висит неподвижно, а двигается лишь язык. Он и называется «язычным».Европейские же колокола, наоборот, раскачиваются, а язык ударяется, повинуясь повороту колокола. Современные колокола, по словамруководителя школы звона, несмотря на то, что их изготавливают с применением высоких технологий и компьютерного моделирования, не могут сравниться по звукус изготовленными в XVII — XIX веках . На Руси колокола отливали в земле — выкапывали большую яму, помещали туда глиняную форму будущего колокола.На костре расплавляли бронзу с оловом в определенном соотношении и заливали сплав в глиняную форму в яме. Затем колокол вытаскивали, разбивали на нем глиняную «рубашку», и он был готов. Таким же способом сейчас отливают колокола на Тутаевском колокольном заводе: глина, кирпич, песок, земля. Только костер заменили на электропечь. И их звук близокк звуку старинных русских колоколов.

Exit mobile version