Навигаторы детства: как советники директоров по воспитанию помогают детям становиться успешными
Советник директора по воспитанию — такая должность появилась в школах Нижегородской области два года назад благодаря всероссийскому проекту «Навигаторы детства». Он входит в федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который является частью национального проекта «Образование». Что изменилось за время работы советников по воспитанию в школах и какие перспективы появились в новом учебном году? Об этом рассказали эксперты на пресс-брифинге, посвященном реализации Всероссийского проекта «Навигаторы детства», который прошел на площадке Нижегородского областного информационного центра (НОИЦ).
Продолжили лучшие традиции
Нижегородская область в 2021 году вошла в число десяти пилотных регионов, в школах которых появились ставки советников по воспитанию.
По словам регионального координатора Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Нижегородской области, главного эксперта ФГБУ «Росдетцентр» Никиты Тарасова, наш регион не случайно стал пилотным.
«Нам было легко входить в этот проект, поскольку в Нижегородской области благодаря успешному функционированию системы воспитания были сохранены ставки старших вожатых, в регионе 30 лет активно развивалось детское движение, — отметил Никита Тарасов. — Советник директора по воспитанию является примером духовно-нравственных качеств, именно поэтому дети ему доверяют и идут за ним. Средний возраст советников по воспитанию в регионе — 37 лет, а средний стаж — 11 лет. Как правило, это молодой, но уже опытный специалист».
Сегодня в школах региона работают 785 советников директоров по воспитанию. В проекте более 100 тысяч школьников. Только за летние каникулы в пришкольных лагерях более семи тысяч детей приняли участи в треках проекта.
Помочь стать успешными
Как рассказала муниципальный координатор Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Павловском муниципальном округе Ксения Гусева, два года назад в проект вошли 17 образовательных учреждений округа.
«Советники по воспитанию тогда были не в каждой школе, федеральными концепциями мы охватили 69 тысяч учащихся, — говорит Ксения. — А когда мы поняли, как это работает, наладили коммуникацию со всеми участниками воспитательного процесса, со всеми директорами школ. И уже в следующем учебном году в проекте оказались все 20 образовательных учреждения округа, а федеральными концепциями стало охвачено 125 тысяч человек. В результате увеличилось количество ребят, которые побеждают на всероссийских конкурсах и проектах, становятся участниками федеральных смен в Артеке».
Как отмечает Ксения Гусева, школьники добиваются успеха благодаря тому, что за их плечами работает не только советник по воспитанию, а целая команда — замдиректора по воспитательной работе, старший вожатый, педагог-организатор.
«Очень важно, что в работу чаще стали включаться родители, которые интересуются деятельностью ребенка, — добавляет координатор. — Например, школе № 10 Павловского округа советник по воспитанию организовал родительский день, когда родители побывали в школе на «Разговорах о важном», узнали о конкурсах, в которых ребенок может принять участие, сами попробовали себя в такой деятельности. Родители приняли активное участие в акции в поддержку наших воинов «Добрые письма», в сборе гуманитарной помощи. Поддержка родителей помогает еще больше вовлекать детей в общественно-полезную деятельность».
Присоединились колледжи и техникумы
В этом учебном году к проекту присоединились 69 учреждений среднего профессионального образования региона. Это 81 советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. В их числе советник директора по воспитанию Нижегородского техникума отраслевых технологий Владислав Шаблов.
«Сегодня у работодателя есть запрос на универсальных специалистов, которые могут создать команду, подготовить проект, — говорит он. — Дети в стенах учреждений среднего профессионального образования проводят достаточно короткое время — два-три года, и очень важно создать единое образовательное пространство со школами. Ребятам будет проще адаптироваться, поскольку они уже умеют работать в этих проектах. Эти гибкие навыки они смогут использовать в своих будущих профессиях, которые он получают в стенах нашего образовательного учреждения».
По словам и.о. министра образования Нижегородской области Михаила Пучкова, воспитание всегда было в школе, но не было единого вектора. Проект помогает его создать.
«Воспитание — это создание той среды, которая окружает ребенка, — отмечает он. — Советник директора по воспитанию должен комплексно подходить к работе: знать федеральную повестку, образовательные технологии, а также хорошо знать школу — но не только как систему образования, а как школу, в которой он работает — с точки зрения её культурных традиций, накопленного опыта. Уметь сориентировать ребенка на развитие. У каждого ребенка должна быть возможность реализовать свои способности. И каждый ребенок должен попробовать весь спектр возможностей».
Организаторы всероссийского проекта «Навигаторы детства» — Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБУ «Росдетцентр».
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что и.о. министра образования региона Михаилу Пучкову провели экскурсию по НОИЦ.