В Нижегородской области продолжаются жаркие споры по поводу строительства низконапорной плотины. На прошлой неделе состоялось заседание научного совета РАН, посвящённое вариантам восстановления судоходства на Волге, а следом – круглый стол в Нижнем Новгороде. И там, и там участники пытались ответить на вопрос: чем обернётся для нижегородцев строительство гидроузла?
Завязались узлом
Проблема обмеления Волги уже давно в центре общественного внимания. Уровень воды не первый год снижается, и самый проблемный участок – между Нижним Новгородом и Городцом. Грузовые судоходные компании терпят убытки из-за вынужденных простоев, туристическим приходится отменять маршруты.
Решить проблему долгие годы предлагали путём поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище с отметки в 63 метра до 68 метров. Но против этого резко выступали и выступают экологи, жители, региональные власти, поскольку поднятие уровня водохранилища приведёт к масштабному затоплению.
В прошлом году от этой идеи удалось окончательно отбиться, и альтернативой было предложено строительство низконапорного гидроузла. Поначалу казалось, что лучшего варианта не найти: и проблему судоходства решает, и ущерб в разы ниже.
Но общественные слушания показали, что реальный ущерб до конца не определён. Об этом в том числе говорилось на круглом столе «Наступит ли потоп?», который на днях состоялся в нижегородском Доме архитектора.
"Понять, будет ли влияние на водозабор Нижнего Новгорода, не представляется возможным, потому что нет оценки воздействия", – заявила начальник отдела государственной экологической экспертизы минэкологии Нижегородской области Ирина Пикторова в рамках круглого стола. – "Мне лично кажется, что качество воды в водозаборе изменится, поскольку меняются гидрологические условия. Четыре действующих кладбища попадают в зону подтопления. Что с ними будем делать? Шламонакопитель попадает в зону подтопления. Что будет? Мы не спорим, может, и ничего не будет, но вы дайте раскладку, сделайте долгосрочные прогнозы".
Помимо четырёх действующих кладбищ в зону подтопления, по словам заслуженного эколога России Клары Романовой, попадает ещё 10 закрытых, а также закрытый скотомогильник, заброшенный полигон химических отходов завода «Корунд» и другие объекты.
"Существует реальная угроза затопления", – выразили своё беспокойство жители Балахны, присутствующие на круглом столе. – "Где гарантии, что этого не произойдёт?"
Генеральный директор компании-проектировщика гидроузла «Техтрансстрой» Виктор Морозов заверил, что дома в результате строительства плотины не пострадают.
"Затапливаться будет 9,5 квадратных километра", – заявил Виктор Морозов. – "Все эти земли изымаются, оплачиваются и переводятся в водный фонд… Ни одно домовладение в зону затопления не попадает".
В правительстве уверены: любой проект должен улучшить ситуацию в регионе.
Есть вариант
В нижегородском правительстве считают, что необходимо провести дополнительное исследование в связи со строительством гидроузла. На прошлой неделе в рамках заседания, которое состоялось в Москве, позицию правительства поддержала Российская академия наук.
По словам министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дениса Егорова, проект низконапорного гидроузла в том варианте, в каком он существует сейчас, не имеет оценки экологического ущерба.
"Мы не можем допустить строительство гидроузла без выполнения необходимых защитных мероприятий", – заявил Денис Егоров. – "Любой проект обеспечения судоходства на Волге должен улучшать экологическую ситуацию в Балахнинском и Городецком районах, а не наоборот. Правительство области будет отстаивать интересы нижегородцев".
Кроме того, до сих пор не проведено сопоставление разработанного проекта строительства гидроузла с альтернативными вариантами обеспечения судоходства. А ведь они есть, и их немало.
К примеру, строительство третьей нитки нижней ступени Городецких шлюзов Городецкого гидроузла с пониженным заложением порога в сочетании с оптимизацией режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ и проведением в ограниченных объёмах дноуглубительных работ в нижнем бьефе гидроузла.
"Безусловно, Волга должна быть судоходной – это важная государственная задача, от этого зависит работа и будущее многих сотрудников транспортных и судостроительных предприятий", – отметил вице-губернатор Евгений Люлин. – "Но надо найти оптимальное решение".
По его словам, правительство будет внимательно следить за тем, чтобы в проекте были учтены все вопросы и замечания.
По словам представителя проектировщика, в настоящее время по заданию губернатора, готовится карта возможных подтоплений, которая скоро будет представлена в публичном пространстве.