Не так страшен черт…
Министерство образования Нижегородской области наконец выработало свою официальную позицию по поводу разработки и внедрения нашумевших образовательных стандартов для старшей школы. Коротко она звучит так: систему образования надо менять, стандарт, в общем-то, неплохой, но у нового стандарта есть масса недочетов, которыенужно доработать, пока позволяет время. Главное нововведение – уход от большого количества предметов и введение профилей. Все существующие предметы будут разделены на 5 областей. Из каждой области ученик выбирает по профильному предмету, их он будет изучать углубленно, для поступления в вуз. Остальные предметы останутся непрофильными, так сказать, для общего развития. При этом всего по программе предполагается изучение только 9 – 10 предметов, из них физкультура, ОБЖ, Россия в мире и индивидуальный проект будут обязательными. Положительным в новом стандарте находят снижение нагрузки на ребенка, индивидуализацию обучения,его профильность. Но пока вопросов, как всегда, больше, чем ответов на них. — Во-первых, возможно, нужно пересмотреть обязательные предметы, — говорит Виктор Николаевич Шмелев, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области, — во-вторых, в новом стандарте слаб как разэлемент стандартности. Стандартность будет только по 4 этим предметам. В‑третьих, пока непонятно, как преподавать интегрированные курсы. Как соединить в один предмет обществознание и историю, русский язык и литературу, мы знаем, что это за предметы по отдельности, но как их преподавать вместе – неясно. Далее, непонятно, как это будет выглядеть с экономической точки зрения. Любая модернизация требует финансирования, пока это является главным тормозом. Министерство образования будет участвовать в доработке проекта нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а в дальнейшем реализовывать его. Самый волнующий вопрос: так придется ли за что-то платить или нет? Исходя из сегодняшней ситуации, за рамками бюджета останется изучение тех предметов, которые ребенок себе не выбрал. То есть изучение 9 – 10 предметов будет бесплатным. А если он, например, захочет изучать все 25 возможных предметов, то надо будет платить. Однако, как успокаивают в министерстве образования, для нормального поступления в вуз будет достаточно и бесплатного набора. Например, для поступления на специальность «менеджмент» надо сдать русский язык, математику, обществознание и иностранный язык. Все эти предметы можно выбрать себе в профильные, никаких ограничений нет.И так по любой специальности. Самая большая сложность возникнет с самим внедрением этих стандартов. Кроме названной финансовой проблемы есть целый ряд других. В первую очередь – подготовка учителей. Например, для ведения интегрированного курса учитель должен обладать очень широким кругом знаний, у нас же сейчас работают в основном учителя-предметники. Во-вторых, школьник уже в конце девятого класса должен сделать осознанный выбор по своему будущему направлению образования. А у нас порой одиннадцатиклассники определяются с выбором в самый последний момент. Радует, что до внедрения стандартов есть еще целых 9 лет. Новые ФГОСы будут обязательными в 2020 году, а это значит, что есть время как следует подумать, все тщательно проработать, провести эксперименты. Довести дело до ума.