Site icon Нижегородская правда

Необычное прочтение оперы «Орфей и Эвридика» представили нижегородцам в пакгаузах на Стрелке

Премьера оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка состоится сегодня, 23 июня, в пакгаузах на Стрелке. Необычное прочтение одной из самых знаменитых опер, основанной на античном сюжете, представит там Нижегородский театр оперы и балета. О том, как создавался этот уникальный спектакль, его авторы рассказали на пресс-конференции перед финальной репетицией спектакля. 

Оказывается, нижегородская версия оперы не имеет аналогов в мире. На сегодняшний день существуют четыре авторские редакции «Орфея и Эвридики» — венская, парижская, пармская и неаполитанская.

Создатели оперы рассказали, что нижегородская версия не имеет аналогов в мире
Создатели оперы рассказали, что нижегородская версия не имеет аналогов в мире
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

Создатели постановки отмечают, что у них получилась своя — нижегородская, которая представляет собой компиляцию всех вариантов.

«Она основана на пармской редакции, с вкраплениями номеров из других», — объяснил художественный руководитель театра Алексей Трифонов.

Дирижер-постановщик оперы Дмитрий Синьковский рассказал, что при работе над оперой творческий коллектив старался задействовать как можно больше исторических инструментов. Их звучание под сводами пакгауза очаровывает. А сам Дмитрий за дирижерским пультом столь артистичен, что наблюдать за ним иногда столь же интересно, как за происходящим на сцене.

«Опера вобрала в себя огромное количество информации, накопленной за время эпохи барокко, и стала своеобразным мостом в классический стиль. Это очень важно для нашего молодого оркестра. Мы постарались использовать все доступные нам материалы и сохранить самые интересные арии. В постановке задействована большая часть состава нашего оркестра, используются исторические инструменты», — рассказал Синьковский.

Фееричные костюмы поразили зрителей
Фееричные костюмы поразили зрителей
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

Опера исполняется на итальянском языке, с переводом в виде бегущей строки над сценой. И это — принципиальная точка зрения руководства театра.

«Замена языка всегда влечёт за собой большое количество других красок и эффектов, и не даёт той информации, которая закладывалась автором изначально», — отметил Синьковский.

Верность традициям исполнения оперы и в том, что партию Орфея в ней исполняют женщины. Это солистки Нижегородского театра оперы и балета Дарья Телятникова и Яна Дьякова. В день премьеры, в далёком 1762 году, партию Орфея исполнил контр-альт Гаэтано Гуаданьи, один из самых знаменитых кастратов того времени. А в 1859 году Берлиоз создал собственную редакцию оперы для Полины Виардо, с тех пор партия Орфея в основном исполняется дамами. Дарья Телятникова рассказала, что для неё это не первый случай исполнения мужского персонажа.

«Я привычно чувствую себя в этой роли. Для моего голоса — колоратурного меццо-сопрано — нередко пишутся партии юношей и молодых мужчин. В образ Орфея я постаралась вложить максимальную долю трагизма», — рассказала певица.

Партии Орфея и Эвридики исполняют женщины
Партии Орфея и Эвридики исполняют женщины
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

Режиссёрами-постановщиками оперы выступили лауреаты премии «Золотая маска» Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова. Мария окончила факультет театра кукол СПГАТИ, мастерскую режиссуры анимации и компьютерной графики во ВГИКе и призналась, что для неё этот спектакль очень близок как к театру кукол, так и к театру теней. И именно поэтому в спектакле много театра теней, который показывает загробный мир, и почти нет декораций в привычном нам смысле этого слова.

«Мы работали с формой. На сцене не должно быть ничего бытового. Мы постарались совместить оперу с кукольным театром и театром теней. Сам образ Орфея — это олицетворение чистого искусства. Мы хотим, чтобы зритель погрузился в сказку и получил эстетическое удовольствие, — пояснила Мария. — В эффектных, необычных, мифических образах теней заняты артисты балета. Мария отметила, что они овладели этим искусством за месяц и великолепно исполнили свои роли, очень сложные за счёт необычных костюмов, созданных одними из самых известных театральных художников – сёстрами – близнецами Ольгой и Еленой Бекрицкими.

В итоге опера поражает своей необычностью. Вокальные партии исполнены безукоризненно, оркестр под управлением Дмитрия Синьковского великолепен, а то, что происходит на сцене, зачаровывает. А главное — добрый волшебник Глюк сжалился над несчастными влюблёнными и дал античному сюжету счастливый финал. Лукавый бог любви соединяет влюблённых, и зрители вместе с ними чувствуют силу бессмертия настоящей любви, которая на их глазах преодолевает всё, даже смерть!

В спектакле много театра теней, который показывает загробный мир, и почти нет декораций
В спектакле много театра теней, который показывает загробный мир, и почти нет декораций
Фото: Александр Воложанин
Фотобанк

В роли Эвридики заняты Татьяна Иващенко и Анастасия Джилас, а партию Амура исполнят Лилия Гайсина (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) и Светлана Ползикова.

Подробнее о премьере читайте в ближайшем выпуске «Нижегородской правды».

18+

Напомним, в эти выходные нижегородцев и гостей города ждет фестиваль «Столица закатов». Подробнее о мероприятиях ближайшего уикенда читайте в нашем специальном репортаже на сайте pravda-nn.ru.

Exit mobile version