Несъедобный ужин на Острове спасения
И вот мы оказались на острове, в первые же минуты пребывания на котором занялись «Несъедобным ужином»…Речь вовсе не о путешественниках, попавших в приключение. Хотя происходившее в Доме актера с 16 по 18 мая можно назвать и путешествием в особый мир, и творческим приключением. Нижегородское отделение Союза театральных деятелей России вместе с Содружеством любительских театров «Град Китеж» уже в шестой раз проводило фестиваль непрофессиональных сценических коллективов области. Назвали нынешний показ весьма символично «Остров спасения».Посмотрев все восемь спектаклей, могу утверждать: такое заглавие не пустая декларация, не поза. Теперь даже архипелаги профессионального искусства накрывают волны коммерции и масс-культового гламура, а так называемая самодеятельность изо всех сил держится. Здесь играют, но не сбиваются на игривость, стараются вести со зрителем бескомпромиссный разговор о достоинстве человека, его предназначении. Каждая из показанных премьер посвящена серьезной теме, в каждой возникает проникновенная, порой даже истовая интонация. Все, как на подбор, напряженно драматичны. И пусть не хватает мастерства в работе со сценическим пространством, в актерской игре, использовании музыки и света, пусть отсутствуют красивые декорации и роскошные костюмы, зато сколько искренности, выстраданного сочувствия к своему современнику!«Несъедобный ужин» это спектакль по Т. Уильямсу, которым открыл фестиваль борский театр «Стремление» (режиссер Л. Гершкович). Тревожно-щемящая нота прозвучала в драме престарелой тетушки, ставшей ненужной родственникам, и оказалась подхвачена, обогащена новыми оттенками, смыслами в работах других участников показа. Они повествовали о роковом непонимании, о безразличии друг к другу и о преодолении страшной душевной глухоты. Повествовали в очень разных жанрах.Только ожидание скорой смерти вразумило Старика, что во всю-то свою жизнь не сделал он главного святого дела не сказал своей верной жене о любви, не согрел ее сердцем. Театр-студия «Листопад попробовал «прочитать» этот сюжет, предложенный Ф. Буляковым, не как мелодраму, а в интонации народной притчи. В чем-то это удалось, благодаря крепкому актерскому ансамблю спектакля «Дело святое», умению режиссера И. Шварц задать ему единую партитуру эмоциональную и пластическую. Два персонажа в двух ипостасях молодости и старости составляют в спектакле слаженный, выразительный квартет.Народный театр ДК «ГАЗ», отмечающий 60-летие, показал «Медею», греческую трагедию в версии одного из зачинателей интеллектуального театра 20 века Жана Ануйя. Не всякая профессионально сильная труппа отважится на столь рискованный выбор. В наше время обывательских страстишек предложить публике великую страсть да еще в самом мрачном ее варианте… Что им Гекуба? Зачем сегодняшнему зрителю эта кровавая история колхидской злодейки, что в отместку мужу за предательство убивает его новую избранницу, а заодно и собственных детей? Мне показалось, творческий коллектив во главе с режиссером З. Куликовской пробует обнажить в этой древней легенде пугающий симптом состояния современного нашего общества потерю нравственных ориентиров, утрату способности гуманистического разрешения моральных конфликтов. За зло платить еще большим злом какой разрушительный путь.Яркое впечатление оставила С. Логинова в заглавной роли мощью, темпераментом. Да, такая исполнительница способна играть трагедию. Нельзя не отметить изысканную и очень точную по художественной сути музыкальную составную спектакля автозаводцев.«Размышление о подвиге» так обозначен жанр «Десанта». Эту постановку показал на фестивале народный театр ДК им. А. С. Пушкина села Большое Болдино. Война, мужество, жертвенность великая тема, но, что греха таить, избитая. Труппа во главе с режиссером В. Королевым стремится всеми силами избежать высокопарности. И, несмотря на некоторые постановочные огрехи, главное удается. Получается задушевное собеседование со зрителем, человечный разговор о человеке на войне.Исполнительскую неумелость быстро перестаешь замечать на представлении театра-студии «Коломбина». Школьники увлеченно играют пьесу о себе самих, понятную, интересную сверстникам. Ее сочинила Ю. Витковская и замысловато назвала «ICQ ?Аська?, или Я ищу тебя. Современная история в стиле Stronghold». Но интернетовский слэнг и виртуальные подробности сюжета лишь необходимые современные атрибуты темы вечной. Молодому неопытному человеку непросто рассмотреть и понять того, кто рядом, а не в романтичной дали, скажем, на том конце эфемерной компьютерной связи.Хороший подростковый спектакль большая редкость. Поэтому особого уважения заслуживает труд режиссера М. Комиссаровой и ее замечательной юной команды. Ребята несут на сцену свежую, как ветер, энергию, открытую эмоцию, ритм сегодняшней жизни. Актерской органикой просто очаровал А. Вирский в роли Егора.Самый лиричный из фестивальных спектаклей «Счастливая» театра «В мастерских». Режиссер В. Власова обратилась к творчеству поэтессы О. Фокиной и создала четыре этюда как четыре акта исповеди-драмы героини. Исполнительниц тоже четыре, но, удивительное дело, при различии их манеры существования в стихии поэзии возникает цельный образ. Это русская женщина, внутренний мир которой отнюдь не бесконфликтен. Однако душа, так ощущающая свое родство с народным мировосприятием, излучает доброту, ее теплый свет и льется через рампу.Несколько особняком в фестивальной афише стоят две работы. Спектакль «Балаганчика» (режиссер О. Рубанова) «Однажды в городе N» метафора, диктующая свою меру условности происходящего на сцене. А пластическая драма «Осколки моей души» театра-студии «Дыхание» (режиссер Л. Панькина) и вовсе говорит со зрителем на языке иного вида искусства пантомимы. Но и эти постановки естественно включились в ряд тем и проблем, поднятых фестивальными работами. Своими особыми средствами они повествуют о надежде, о том, что серая обыденность или жестокость мира все же не убивают в человеке лучшее, и наша способность мечтать, бороться, любить остается с нами.Фестиваль «Остров спасения» закончился, коллективы-участники получили дипломы со всякими замечательными словами. Главный итог трех дней для меня заключается в стойком ощущении, что нижегородский любительский театр живой, он творчески плодотворно трудится, он способен и жаждет обсуждать самые сложные вопросы бытия, умеет говорить со своим зрителем доходчиво и увлекательно. Говорить очень честно, но не жестоко.Пожалуй, все эти качества образуют такую несокрушимую скальную породу, что никаким волнам не разрушить «Остров спасения». Значит, мы еще не раз на него приплывем.